Еженедельно в Киев, Одессу и Львов из Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута осуществляется около 120 рейсов, 80 из которых — рейсы «Аэрофлота» и «Трансаэро», которая сейчас находится под процедурой санирования. Недельный пассажиропоток на Украину составляет около 15 тысяч человек. Причем, летают в основном граждане Украины, которые пострадали гораздо больше россиян.
Пока никаких уведомлений из Киева о возможном запрете полетов российских авиакомпаний на Украина последние новости ни Минтранс, ни сами предприятия не получали. Так, «Аэрофлот» оповестит пассажиров и разъяснит правила возврата денег за ранее приобретенные билеты как только получит официальное подтверждение.
Интересно, что ранее глава киевского аэропорта Борисполь Евгений Дыхне говорил, что санкции коснутся только пролета через Украину, но не затронут рейсов в страну, а также транзитных перелетов, за исключением самолетов, которые «содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу».
Однако, как оказалось, принят самый жесткий вариант. Теперь попасть в Украину из России можно будет только железнодорожным транспортом или автомобильным. Правда, на машине с российскими номерами ездить в соседнею страну крайне рискованно. Можно вообще остаться без средства передвижения.
Впрочем, к подобным недружественным шагам нам не привыкать. Киев уже максимально осложнил въезд, требуя у россиян на границе так называемые приглашения от украинской стороны. Сюда же можно приплюсовать транспортную блокаду Крыма – на полуостров украинские пограничники вместе с неформальными военизированными объединениями уже неделю не пропускают грузовики с продовольствием и прочей необходимой для крымчан продукцией.
В любом случае как заверили «МК» практически в упомянутых авиакомпаниях такой запрет практически не отразиться на экономической составляющей, поскольку большинство рейсов на Украину были малорентабельными, а пассажиропоток постоянно снижался. Кроме того, все маршруты в центральную Европу давно проходят через Белоруссию. Над восточной Украиной из-за боевых действий и сбитого в июле прошлого года малазийского «Боинга» воздушное пространство закрыто. Перевозчики облетают эту зону через Ростовскую область, Болгарию, Турцию.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала такие шаги Киева «не серьезными и не солидными». А вице-премьер Аркадий Дворкович накануне сообщил, что правительство пока не решило, когда и какие контрсанкции к Украине могут быть применены.
МЕЖДУ ТЕМ
Между Россия и Украиной на данный момент курсируют 46 поездов, из которых 14 российского формирования, 25 украинского, 1 российско-украинского, 3 белорусского, 2 молдавского и 1 азербайджанского. Из них в Крым ездят 6 поездов.
В 2013 году пассажиропоток между Россией и Крымом составил 3,7 миллиона человек, а с Украиной – 10,7 миллиона человек. Однако смена власти на Украине и последующие за этим события отразились на этих показателях не в лучшую сторону. В июне 2014 года тогдашний глава РЖД Владимир Якунин заявил, что пассажиропоток между Россией и Украиной упал в среднем на 50%, а местами даже на 70%. В значительной степени падение спроса было связано с тем, что в апреле 2014 года Киев ввел ограничения на въезд для россиян мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. А в следующем месяце вступил в силу украинский закон «О временно оккупированным территориях», по которому въезжать из Крыма можно только по спецразрешениям.