Новость о задержании мэра Сыктывкара разлетелась утром в четверг. Хотя слухи гуляли давно.
- По нашей информации, Иван Поздеев с начала недели находится под домашним арестом. Но официально он в отпуске. Вроде должен сложить полномочия после «отпуска», - делились со мной местные журналисты накануне громкого события.
Прохожу в администрацию. Охрана не спрашивает ни цель визита, не проверяет документы. Будто не замечают меня.
Поднимаюсь в кабинет пресс-службы. Кофе, чай, разговоры про предстоящую рыбалку. Буднично. Никакой паники. Тем более тревоги за будущее.
- У вас мэра арестовали, можете прокомментировать ситуацию? - спрашиваю сотрудников администрации.
- Все вопросы, скорее, к Следственному комитету, - спокойно отвечают молодые люди.
- Вы знали, что Поздеев находился с понедельника под домашним арестом?
- Нет, он же в отпуске был, - улыбаются. – Да и ареста пока никакого не было. Речь вроде идет о задержании. Да вы пройдите в кабинет к мэру, может, там что-то вам и расскажут. Или к его заместителю – Магомеду Османову, он вроде на месте сегодня.
- У вас кто угодно может пройти к мэру?
- Конечно. Нам скрывать нечего. Двери открыты для всех. Вход в администрацию свободный.
Спускаюсь на третий этаж. На стене – фоторяд всех градоначальников Сыктывкара. На последней карточке – Роман Зенищев, бывший мэр. Тот самый, который сейчас под следствием. Именно его в свое время сместили с поста, чтобы поставить человека Гайзера – Поздеева.
Захожу в приемную главы Администрации.
Вижу перепуганный взгляд секретарши: «Я ничего не знаю. Говорить не буду» - раздается голос будто из-под стола.
Собственно, я и спросить ни о чем не успела.
- Подождите за дверью, идут следственные действия, - мужчина вежливо указал на дверь.
Рядом с ним я успела заметить двух человек в форме ОМОНа и еще шестерых в штатском.
Поднимаюсь на четвертый этаж. К заместителю Поздеева.
На посту секретарша – улыбающаяся яркая блондинка с алыми губами.
- Я к вашему начальнику, Магомеду Нурмагомедову.
- Он на выезде, нет его.
Обращаю внимание на вывеску второго кабинета: «Заместитель главы администрации Осипов В.В.»
- Осипов тоже на выезде?
- Сегодня сдача объектов, все разъехались, - докладывает секретарша.
- Странно. А вы знаете, что в кабинете мэра сейчас обыски проходят? А самого Поздеева вроде задержали, - информирую собеседницу.
- Да вы что, первый раз слышу, - но улыбку с лица не стирает.
Заместитель мэра Магомед Османов все-таки вернулся в администрацию с мероприятия. Правда, прямиком в кабинет начальника. Так и остался на время следственных действий.
Я тем временем брожу по пустым коридорам администрации.
Заглядываю в кабинеты. Все мои попытки поговорить с работниками администрации об Иване Поздееве ограничиваются скупыми ответами: «Мы ничего не знаем. Мы мелкие люди. Простые работники. Только здоровались с ним. И о задержании первый раз слышим. Извините, нам работать надо».
Рядом с кабинетом мэра – дверь начальника правового управления Александра Филиппова.
Захожу.
- Вы знаете, что творится у вас за дверью? Обыск. Мэра вашего задержали.
- Да вы что! Первый раз слышу. Странно, - делает удивленные глаза мужчина. Но, тем не менее, уточняющих вопросов не задает.
- Так вы же в интернете сидите, новости ведь читаете?
- Ничего подобного не видел, - и снова молчок.
- Почему никто здесь не удивляетесь такому повороту событий?
- Привыкли.
Исчерпывающий ответ.
Тем не менее мне удалось побеседовать с компетентным источником, который взялся рассказать, что на самом деле происходит в мэрии и объяснил реакцию сотрудников.
- Все давно уже обо всем знали, - сообщил мой собеседник. – С понедельника всем было известно, что Иван Поздеева поместили под домашний арест. Но велено было сохранять хорошую мину при плохой игре. Никакого отпуска там не было.
По графику, Поздеев должен был уйти в отпуск 1 октября – все об этом знали. Был подписан приказ, что и.о. с 1 октября - Османов. Но его вызвали раньше. Вот тогда и пошли разговоры. Поэтому задержание мэра никого не удивило, все к этому были готовы. Обыски в его кабинете проводятся всю неделю. Сегодня просто народу собралось там больше обычного. А в разработке он находился больше полугода точно.
- В чем же, возможно, обвинят Поздеева?
- Сразу скажу, к делу Гайзера он не имеет отношения.
- Но он же его ставленник?
- Это так, но они особо не общались. Уж не дружили точно. Поздеев – человек закрытый, весь в себе. Мало, кого к себе подпускал. Пока Гайзер со своей командой решал свои проблемы, наш мэр занимался своими. Тихо, чтобы никто ничего не прознал. Так что их интересы не пересекались.
- Какие дела были у Поздеева?
- До своего нынешнего назначения, Поздеев являлся замом мэра и министром архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Вроде сейчас числится в составе учредителей компания «Стройматериалы-К». Сама компания, по слухам, записана на его дочь и жену. Гендиректор этой фирмы - Игорь Ионов. Поздеев выделял для компании земельные участки по низкой цене, пользуясь своим полномочиями под строительство жилых домов. Также Поздеев дружен с министром архитектуры. Видимо, один просил земельные участки, другой – подписывал документы.
- Выходит, Иван Поздеев – не бедный человек?
- А кто из них бедный? Например, я знаю, что у нашего мэра две машины, одна из них – БМВ-Х5. У его дочери тоже недешевая иномарка.
- Живет он в хорошем доме?
- В центре города есть таунхаусы. Очень дорогие постройки. В каждом подъезде по одной-две квартиры – двухэтажные, трехэтажные. Там же поселился адвокат мэра, директор той самой строительной компании, и сам Иван Александрович. Поймите, Поздеева давно «вели», рано или поздно, должно было случиться то, что случилось.
- У него только одна дочь?
- Одна. Но у него случилась трагедия в семье, давно это было - погиб его брат, у которого осталась дочка. Иван Александрович воспитывал девочку с малых лет, считал родной.
- Наверное, из-за всей этой шумихи, оставшиеся бизнесмены Сыктывкара сидят и гадают, когда когда за ними придут?
- Я знаю, что многие уже покинули регион или собираются это сделать, раз пошла такая чистка.
Подъезжаю к дому Ивана Поздеева на Советской улице.
Шикарный, вытянутый таунхаус будто спрятан от посторонних глаз. Чужие здесь не ходят. Дом огорожен со всех сторон непролазным забором. На калитке домофон. Всего 8 квартир. Звоню в нужную квартиру. Автоответчик: «Извините, ваш вызов не доступен».
Участок около дома выложен плиткой, освещается фонарями. У каждого подъезда - резные лавочки, качели для отдыха, цветочные клумбы, голубые ели.
Соседи мэра, как воды в рот набрали. Никто из жильцов не пожелал сдавать земляка. Услышав фамилию «Поздеев», одни молча пробегали мимо, другие демонстративно отворачивались, третьи кидали фразы: «таких не знаем», «нечего здесь ходить», «первый раз слышим».
Мы поинтересовались у местных журналистов, за что, по их мнению, теоретически могли задержать главу Сыктывкара.
Иван Поздеев занимался серьезно строительством до того момента, как его назначили мэром, - пояснил местные журналисты. – Он был тесно связан со строительными организациями, являлся учредителем нескольких строительных фирм.
Потом все добро переписал на родственников. А в городе начались проблемы с точечной застройкой, когда на каждом свободном пятачке лепилось здание. Жителям такая ситуация не нравилась. Представьте, вырубали уютный сквер, а на его месте ставили дом. Это была острая проблема для города. Поздеев, как положено мэру, оправдывался: мол, да, мы будем принимать меры, бороться с точечной застройкой. А позже поправлялся: «Ничего не можем сделать, не хватает жилья». Действительно, не станет же он бороться со своими родственниками, которые и возводили эти дома...
Сегодня пришла еще одна громкая новость: СК возбудил против Вячеслава Гайзера, а также других членов его группы, новое дело— на сей раз об отмывании денежных средств.
Наш спецкор пробыла в Сыктывкаре несколько дней. Читайте предыдущие репортажи:
«Как Гайзер жил и правил в Коми: по следам арестованного губернатора»