Встреча в июне 2012 г. произошла на саммите «большой двадцатки» в мексиканском Лос-Кабосе. Уже примерно год как началась «арабская весна». Основными темами становятся «сирийский» вопрос, американский «закон Магнитского», предполагающий санкции в отношении российских граждан, по мнению Вашингтона, причастных к смерти юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского, и еще не отмененная поправка Джэксона-Вэника.
Итог: США и Россия не находят общего языка по Сирии. По оценке The New York Times, пресс-конференция двух лидеров по итогам встречи, «выражала разочарование обеих сторон». Тем не менее, спустя несколько месяцев власти США устраняют действие поправки Джэксона-Вэника на товары из Россия.
Встреча в июле 2013 г. проходит на саммите G8 в североирландском Лох-Эрне. Главной интригой снова становится Сирия, где идет серьезная война с участием отъявленных исламистов. Вашингтон уверен, что войска сирийского лидера Башара Асада применяли химическое оружие в пригородах Дамаска, в то время как Москва приводит доводы в защиту властей республики.
Итог: противоречия по Сирии не преодолены, лидеры «восьмерки» подписывают нейтральное коммюнике по поводу войны в арабской стране. Но президенты США и России демонстрируют единодушие по вопросу терроризма: весной в американском Бостоне прогремели теракты, устроенные уроженцами Чечни. О том, обсуждали ли лидеры беглого экс-специалиста ЦРУ Эдварда Сноудена, высадившегося в Москва, – ни слова.
Встреча в сентябре 2013 г. на саммите G20 в Санкт-Петербурге. Главной темой по-прежнему остается Сирия. Отношения двух стран усугубляет то, что Россия предоставила временное убежище Сноудену.
Итог: противоречия по Сирии кажутся непреодолимыми. США высказываются за военную операцию в ближневосточной стране. Путин твердо заявляет о том, что такой сценарий неприемлем.
Встреча в июне 2014 г. на торжествах в Нормандии. Это первая беседа Путина и Обамы после начала конфликта на Украине и присоединения Крым к России. «Украинская» тема становится основной и вытесняет тему Ближнего Востока. Западные страны настроены критически по отношению к Москве, однако большой войны никто не хочет.
Итог: очевидно, что отношения двух стран сильно испорчены на почве Украина последние новости. Обама предупреждает, что Россия может столкнуться с еще большими санкциями. Однако позже «украинский» вопрос двигается к дипломатическому решению: лидеры Германии, Франции, Украины и России создают «нормандский формат».
«С начала украинского кризиса внимание большинства встреч было сконцентрировано именно на Украине, – заявил «МК» замдиректора ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова Федор Войтоловский. – Думаю, что сейчас украинский кризис будет обсуждаться, но он не будет приоритетным вопросом, потому что есть продвижение к некоторой заморозке ситуации, сложившейся на юго-востоке Украины. Там пока нельзя найти какие-то компромиссы… А сейчас в фокусе внимания будут находится проблемы других регионов – прежде всего Ближнего Востока – и такие угрозы, как «Исламское государство» (или ИГИЛ, запрещенная в РФ группировка – «МК»), а также возможные совместные действия». Эксперт уверен, что американцев толкнули на переговоры с Россией прагматизм и понимание, что многие проблемы решить без Москвы не удастся.
«Не взирая на все расхождения, вырисовывается некий компромисс, – заявил «МК» руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов, комментируя возможный итог встречи двух лидеров. – Проглядывается формула «разделения труда»: территория Сирии становится зоной «ответственности» России, а зона Ирака – США. Потому что официальная позиция администрация заключается в том, что сначала от ИГИЛ нужно очистить территорию Ирака. Недавно Керри, когда был в Британии, заявил: «Мы за то, чтобы Башар Асад ушел, но мы не настаиваем на какой-то точной дате». Такая позиция открывает окно возможностей для достижения компромисса во время переговоров Путина и Обамы, но позиция республиканцев в Конгрессе прямо противоположная… Даже если Путин с Обамой до чего-то договорится, то республиканцы могут это дело заблокировать в Конгрессе. Просто не дадут денег и все».