Первое соглашение с Сирией о использовании порта Тартус для создания пункта маневренного базирования (ПМБ) советских кораблей было подписано в 1971 году. В порту мог осуществляться небольшой ремонт кораблей с привлечением советских плавбаз и плавмастерских.
ПМБ был не очень большим и там полностью отсутствовала ремонтная база. К концу 70-х годов в порту Тартус постоянно находились плавмастерская, плавсклад, буксир, морская водоналивная баржа, водолазный бот. Никаких сооружений советским морякам согласно соглашениям не передавалось.
Только в 1984 году в Тартусе был создан 720-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). На выделенной сирийцами территории, которая занимает площадь в 2,3 га, установили плавпричал ПМ-61М, построили административно-хозяйственное здание, два хранилища, дизельный цех, казарму, столовую. С середины 80-х годов на ПМТО проводились ремонты подводных лодок и кораблей. Казарменные помещения позволяют разместить полностью экипаж одной подлодки.
База в Тартусе создавалась для обеспечения действий флота в Средиземном море — в первую очередь ремонта кораблей и судов 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом и расходными материалами. В советское время аналогичные пункты находились также в Египте и сирийском порту Латакия.
С 1991 года, после того, как Средиземноморская флотилия прекратила свое существование, на базу осуществлялись только разовые заходы российских кораблей. В 2010-м в Минобороны всерьез говорили о модернизации ПМТО и возможно создании полноценной военно-морской базы, однако после начала «Арабской весны» и гражданской войны в Сирии, от этих планов российская сторона была вынуждена отказаться. В 2013 году с ПМТО вообще эвакуировали не только весь военный, но и гражданский персонал.
Сейчас ПМТО в Тартусе состоит из трех плавучих причалов ПМ-61М (причем действующий из них только один), хранилищ, казармы и хозяйственных объектов.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», Виктор Мураховский крайне скептически относится к слухам о переброске в Тартус 1700 российских военнослужащих.
- Там всегда штатно находился взвод охраны, база предназначена даже не для ремонта, а для снабжения наших кораблей, находящихся в Средиземном море, водой, продовольствием и топливом, - отметил эксперт.
По его мнению, чисто технически в Тартусе можно на временной основе разместить батальон морской пехоты, но никакого военного смысла в этих действиях нет.
- Временно развернуть там батальон конечно можно, но для этого придется размещать военнослужащих не в казармах, которые просто не предназначены для такого количество людей, а устанавливать армейские модули, подводить к ним электричество, воду, - отметил Мураховский. - Для развертывания там полноценной базы обстановка слишком неопределенная, чтобы туда вкладывать средства.
- Если речь пойдет о переброске подразделений обеспечения для работы нашей авиации, то перекидывать людей будут не в Тартус, а в Латакию, - убежден Мураховский. - Если речь пойдет об эвакуации граждан, то там тоже не нужно крупное подразделение развертывать. Необходимо будет обеспечить маршруты и места погрузки.
Эксперт считает, что для развертывания в Тартусе полноценной базы ВМФ, по типу той, которая была у ВМФ в Камрани (Вьетнам), необходимо много времени и еще больше денег.
- К примеру там необходимо для начала построить второй пирс, провести работы по углублению дна, модернизировать ремонтные мастерские. Несмотря на то, что еще с 2009 года Минобороны заявляло, что намерено всерьез модернизировать этот объект, никто реально никаких работ там не выполнял, - сказал эксперт.
В целом усиление военного присутствия Россия в Сирии не противоречит никаким договорам. Ведь 9 октября 1980 года между СССР и Сирией был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, где говорилось о том, что в случае «...если третья сторона произведет вторжение на территорию Сирии, то Советский Союз будет вовлечен в события». На сегодняшний день этот договор между нашими странами действует в полном объеме. Кроме того, сирийский президент Башар Асад в одном из своих интервью прямо заявил, что «мы приветствуем расширение российского присутствия в Восточном Средиземноморье, особенно у наших берегов и в наших портах».
По данным источника «МК» в Минобороны РФ, уже принято решение о серьезной реконструкции пункта МТО в Тартусе и в ближайшее время там начнутся серьезные изменения, однако речи о расквартировании там крупных воинских соединений никогда не шло.