Если смотреть только на результат, то участие в выборах — это поражение для ПАРНАСа, по всей области партия набрала 2,1% голосов, около 4% — по городу, от 1,5% до 3% — в райцентрах и почти ничего на селе. «Когда мы планировали кампанию, рассчитывали, что наберем около 15 тысяч голосов — это было бы около 10%, — говорит Волков. — Это печальная история, которая нуждается в осмыслении».
Костромская область стала лидером по нарушениям при голосовании, чего стоит только известный УИК №175, к которому подвозили автобус с работниками торгового центра, голосующими за «Единая Россия».
По словам Леонида Волкова, в результатах голосования есть «статистические аномалии»: например, параллельно с выборами по партийным спискам в областную Думу проходили выборы в городскую Думу. «Единая Россия» набрала в областную Думу 45% по Костроме, а в городскую — 7%. Как получилось, что десятки тысяч людей, которые проголосовали за «Единую Россию» в областную Думу, выбрали другую партию в городскую?» — недоумевает Волков. Однако ни фальсификации, ни «аномалии» существенно на результат не повлияли. Политтехнолог отметил, что они укладываются в 1% голосов.
Есть и объективная сторона поражения: на агитацию у партии было всего 3 недели, работать приходилось в сложных географических условиях — команда ПАРНАСа каждый день наматывала по несколько тысяч километров по сельской местности (площадь Костромской области больше 60 тысяч квадратных километров. — Авт.). «Раскачать сельские районы мы не успели», — говорит Волков.
«Отдельно интересно разобраться, как на нашу кампанию повлияла последняя неделя чернухи, — рассуждает политтехнолог. — Не будем забывать, что против нас работали федеральное телевидение, две волны газет и несчетное количество листовок. Плюс девять спойлерских партий». «Мы обошли сотни дворов, кандидаты пожали тысячи рук, — делится мнением Михаил Конев. — Но люди хорошо реагируют на чернуху. Тем более она очень грамотно составлена».
Что же Демкоалиция выиграла на этих выборах? «Кампания подтвердила наше ощущение правоты, — говорит Волков. — Мы ни в одном слове не солгали». Всем агитаторам и сторонникам близко каждое слово в каждой газете и листовке, они агитировали очень искренне и очень хорошо. «Не все избиратели Костромской области оказались готовы это услышать, — говорит Волков. — Может, мы недостаточно правильно это говорили». «Выйти из этой кампании с большим результатом, но потеряв частичку себя, было бы хуже», — заключил он.
Разрыв между голосами в городе и сельской местности, по мнению Волкова, не стоит расценивать как заявление, что ПАРНАС — партия большого города, потому что претендует она не на 5–10%, а на все 60–80%. «Большинство людей хотят жить достойно, чтоб у них не воровали деньги, чтоб вся власть в стране не принадлежала нескольким семьям, чтоб власть была сменяема и чтоб их голос был важен», — рассуждает политтехнолог. Однако люди не всегда понимают, насколько это важно. «Эту ситуацию нужно менять, менять долгой работой, и эту работу мы тоже будем делать, — говорит он. — Люди рано или поздно проснутся».
Алексей МАКАРКИН, вице-президент Центра политических технологий:
— 60–80% для ПАРНАСа — это не очень реалистично. Кампания показала, что получить 5% в условиях нападок очень сложно. Они провели очень неплохую кампанию именно в Костроме; если бы они баллотировались в гордуму, у них были бы очень хорошие шансы. У ПАРНАСа есть свой избиратель, но он — в областном центре.
Кампания сломалась, когда они вышли за пределы города. Для того чтобы увлечь область, нужна была особая харизматичная фигура; в 2013 году в Ярославле это получилось — там был Немцов, которого знали еще как вице-премьера в 90-х годах.
Да, требования, которые они предъявляют, — это требования большинства. Но они есть у всех партий: все говорят и о борьбе с коррупцией, и о проблемах ЖКХ.