Для начала о том, что касается возврата денег. По словам источника «МК» в правительстве, здесь для России все сложилось как нельзя лучше. Общая сумма контракта на постройку двух «Мистралей» составляла 1 млрд. 260 млн. евро. Из них Франция получила лишь 893 млн. евро., так как деньги Россия перечисляла траншами, и в момент, когда речь зашла об антироссийских санкциях, выплаты приостановила. 893 млн. евро – это сумма за первый корабль и большая половина суммы за второй.
Когда начался переговорный процесс относительно расторжения сделки и возврата денег, французы собирались вернуть российской стороне именно эти самые 893 млн. евро., которые уже получили. Однако Москва на это не согласилась, заявив, что Париж должен вернуть деньги и еще за целый ряд вещей. В частности, 65 млн. евро – за две кормы, которые строились для вертолетоносцев в России, за обучение обоих экипажей (эта оплата шла по отдельным контрактам).
Французы поначалу пытались спорить и доказывать, что услуги по обучению экипажей уже оказаны, а значит, о возврате денег не может быть и речи. Но им объяснили, что подобная услуга имеет смысл лишь при наличии вертолетоносцев: нет кораблей – нет услуги, а потому деньги за нее надо вернуть. И французы их вернули
Кроме того, Парижу пришлось частично возвратить деньги за строительство инфраструктуры под «Мистрали» на Дальнем Востоке. Там работала российско-французская согласительная комиссия, которая определила: расходы за ту часть береговых построек, которые создавалась именно под «Мистрали» и не понадобятся россиянам для других целей, Франция придется заказчику компенсировать.
В результате французы вернули российской стороне даже все расходы на командировки наших специалистов, которые ездили во Францию в рамках этой сделки. Единственное, чего не коснулись компенсационные выплаты - это работ по созданию новых вертолетов, которые создавались под «Мистрали». Их испытания так и не были завершены, а потому компенсация за разработку этих корабельных машин выплачена не была.
Короче говоря, в общей сложности выплаты российской стороне составили более 1 млрд. евро. И эти деньги, по словам нашего компетентного источника, все уже переведены в Россию.
Другой интересный вопрос - это дальнейшая судьба двух многострадальных вертолетоносцев, которые так и не получила Россия.
Их будущее до недавнего времени на страницах западной прессы рисовалось исключительно в мрачных тонах. СМИ в основном спорили: пустят их на металлолом, или затопят, чтобы не тратить на их содержание миллионы евро.
Но, как удалось выяснить «МК», судьба этих кораблей может оказаться не такой уж плачевной. Скорее наоборот. Причем, по нашей информации, Россия в этом примет самое активное участие.
Как утверждают в оружейных кругах, один из вертолетоносцев собирается в ближайшее время купить Египет. Сделка должна состояться непосредственно при поддержке России, которая, как рассказал источник «МК» в финансовых кругах, предоставляет Каиру для этого финансовый кредит.
Судя по всему, кредит дается не столько на покупку самого вертолетоносца, сколько на приобретение для него российских вертолетов Ка-52. При этом, по словам нашего источника, одним из условий является то, что сначала египтяне покупают у нас партию сухопутных вертолетов Ка-52, а потом уже морских (по принципу: сначала научитесь плавать, а потом в бассейн нальем воду).
Безусловно, если такая сделка состоится, то для России она будет весьма выгодной, так как кредит фактически является товарным: крупная партия вертолетов будет строиться у нас на российских предприятиях ОПК, налоги пойдут в наш бюджет, а заемщик получает не деньги, а продукт – вертолеты, произведенные в России.
Что касается второго вертолетоносца, то, по информации «МК», к этой сделке Россия отношения уже не имеет, французы ее продвигали самостоятельно. И другой вертолетоносец, вероятнее всего, уйдет в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Там, как пояснил наш источник, «он нужен под войну с Йеменом, а также чтобы «кошмарить» Иран, у которого с ОАЭ проблемы с островами».
Безусловно, такой разворот событий с уже набившими всем оскомину «Мистралями», несколько необычен. Особенно если учесть, что оба этих корабля были адаптированы специально для России чуть ли не под условия плавания в арктических морях. Но ирония уходит в сторону, когда на горизонте маячит солидная финансовая выгода. Выгода в том числе для России. И еще недавно казавшийся таким чувствительным для общественного мнения вопрос: так кто же кого все-таки «поимел» в сделке по «Мистралям» - мы французов, или они нас – сразу становится риторическим.