Дольше всех за решеткой провел время Николай Статкевич: кандидат в президенты был задержан сразу после выборов — 19 декабря 2010 года. В мае 2011 года его приговорили к шести годам колонии усиленного режима — за организацию массовых беспорядков. После президентских выборов 2010 года, напомним, были арестованы семеро из девяти претендентов на президентский пост. Статкевич упрямо отказывался писать прошение о помиловании на имя Лукашенко, так как считал и считает себя невиновным. За эту упертость он и отсидел в колонии больше всех прочих кандидатов. И вот накануне очередных выборов его наконец выпустили. Встречать Статкевича на автовокзал «Восточный» пришли около 700 человек. Среди них политики, правозащитники, журналисты. Самого стойкого оппозиционера встречали цветами и бело-красными шарами. Статкевич и впрямь не выглядел сломленным. Первое, что он пообещал своим соратникам, — вернуться в борьбу.
Встречи прочих политзаключенных на этом фоне прошли, можно сказать, тихо. Их ждали родные и близкие друзья. Анархисты Илья Олиневич и Николай Дедок, осужденные в мае 2011 года к 8 и 4,5 года, соответственно, за поджоги российского посольства в Минске, здания Генштаба и отделения Беларусбанка, прибыли в Минск в ночь с субботы на воскресенье. Один — автобусом, другой — поездом. Их освобождали столь стремительно, что родные даже не успели доехать до вокзалов. Евгений Васькович и Артем Прокопенко, приговоренные в мае 2011 года к 7 годам лишения свободы в колонии усиленного режима за попытку поджога бутылками с зажигательной смесью здания бобруйского КГБ, сидели в разных колониях. Освобожденный Васькович был отправлен в Бобруйск. Прокопенко же на вокзале в Минске встречали родственники. Выйдя из вагона, он крикнул журналистам «Жыве Беларусь!» и быстро ушел.
Юрий Рубцов, из политзаключенных последнего призыва, задержанный лишь в 2014 году и приговоренный в октябре того же года к 1,5 года поселения за участие в митинге «Чернобыльский шлях» в майке с надписью «Лукашенко, уходи», был доставлен напрямую к себе домой в Гомель. Он уже заявил, что будет добиваться своего оправдания.
Многие уже поспешили назвать решение президента Лукашенко сенсационным и связали его с попытками Батьки «замириться» с Западом. На самом же деле это, скорее, обычный лукашенковский предвыборный ритуал: накануне прошлых скандальных выборов Батька так же освободил кандидата в президенты Александра Козулина, что впоследствии не помешало ему упрятать за решетку новую порцию политзаключенных.
Просто Батьке сейчас не нужны обвинения в том, что он проводит нелигитимные выборы, когда основные соперники сидят по тюрьмам. Николай Статкевич сейчас ему не страшен. Во-первых, потому, что он уже не сможет составить Лукашенко конкуренцию на выборах. Первый предвыборный этап завершен. По результатам сбора подписей, к выборам допущены лишь четыре кандидата — сам Батька, Татьяна Короткевич от «Народного референдума», атаман Владимир Улахович и постоянный дублер Лукашенко на выборах, лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич. Так что опасаться действующему президенту нечего. После выборов 2010 года политическое поле в Белоруссия настолько зачищено, что за полтора месяца даже Статкевич не сможет организовать действенного сопротивления. Зато Батька может продемонстрировать Западу: выборы проходят в «прозрачной и честной» обстановке. И если Лукашенко в пятый раз станет президентом, то это лишь «благодаря воле белорусского народа». И никак иначе.