В украинских верхах считают, что у них есть выбор: получить что-то, но сейчас, или все, но попозже. И, думаю, вы догадались, какой выбор сделали киевские руководители. Украина готова ждать, если в « конце туннеля» у нее есть шанс получить все.
Кто из нас в детстве не играл в « гляделки»? Я играл. И я отлично помню, как это было мучительно, если вдруг попадался упорный соперник и игра затягивалась. Отвести взгляд и признать свое поражение? Этого не хотелось — терялась вся радость от игры. Не отвести взгляд и продолжать играть? Часто это означало серьезный физический и психологический комфорт, переходящий в самую настоящую боль.
Став взрослым, я в «гляделки» играть перестал. Но, к сожалению, сейчас «гляделки» нагнали и «дали по голове» - мне и все нам. То, что сейчас происходит между Россией и Украина последние новости, это самые настоящие глобальные межгосударственные «гляделки» - игра, которую, по мнению каждой из сторон конфликта ее противник обречен проиграть.
« Рано или поздно этот режим в Киеве либо рухнет под грузом народного недовольства, либо изменит свои повадки!» - я не помню, сколько раз за последний год я слышал из уст своих высокопоставленных собеседников в российской столице подобный тезис.
Аргументировалась эта точка зрения примерно так: на одном голом «революционном энтузиазме» далеко не уедешь. Чем дальше, тем больше в киевских верхах будут осознавать: закачивать в их страну «за просто так» миллиарды долларов и евро не собираются ни Америка, ни Европейский Союз. Это означает, что коллапс украинской экономики будет только нарастать. А это, в свою очередь, даст Киеву мощный стимул договориться по-доброму и с мятежным Донбассом, и с Россия.
Имеет ли подобная логика право на жизнь? Очень может быть, что имеет. Но вот какое обстоятельство пока перечеркивает все расчеты московских стратегов. В киевских коридорах власти считают, что время работает на них, а не на Москву.
Без массированной поддержки со стороны России повстанческие республики Донбасс не способны продолжить свое существование. Это раз. В условиях нарастания экономических проблем в самой России «груз» поддержки ополченцев с каждым месяцем становится для официальной Москвы все более тяжелым. Это два. Украине надо только дотерпеть до момента, когда этот «груз» станет для РФ непосильным, и тогда Киев без особых усилий со своей стороны получит все, что он хочет. Это третий и заключительный логический посыл, который лежит в основе политической стратегии Киева.
Вот почему Украина «не торопится» выполнять Минские соглашения. Украина и не думает их выполнять. Она намерена лишь имитировать их выполнение — но так, чтобы вину за « надругательство над минским мирным процессом» всегда можно было возложить на Россию или ополченцев.
Возможность полного или частичного снятия западных санкций с Москвы — это самый «страшный сон» Киева. Украина сделает все, чтобы этого не произошло. А « все» в данном случае заключается в том, чтобы Минские соглашения постоянно находились под угрозой срыва.
А остальное, по мнению киевских стратегов, за них сделает экономическая конъюнктура в мире и в самой России. Каждое падение цен на нефть, каждое «похудение» рубля наполняют сердца украинских политиков радостью и уверенностью: мы на правильном пути! Так держать! Еще чуть-чуть и враг в лице Кремля будет сломлен!
Можно ли подвести промежуточные итоги такой игры в «геополитические гляделки»? Можно ли уже понять, чья логика выигрывает? По моим ощущениям, пока все выглядят примерно так. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк — это уже ходячий «политический труп». Глава правительства растерял большую часть своего политического авторитета. И его замена — лишь вопрос времени. Позиции президента Порошенко еще вполне крепки. Хотя о его потенциальных преемниках тоже говорят - называют, например, мэра Львова Андрея Садового.
Но если процесс эрозии авторитета киевского руководства, как на то и надеялись в Москве, уже пошел и идет довольно неплохими темпами, то другой российский расчет пока не оправдывается. Общественный запрос на улучшение отношений с Россией и на замирение с Донбассом до сих пор так и не материализовался. В глазах очень серьезной части украинского населения официальная Москва остается врагом, с которым нельзя договариваться и которому нельзя делать уступки. А если так, то какая для России разница, какой именно персонаж рулит в Киеве?
Итак, Украина на данный момент совсем не настроена «отводить взгляд» в ходе игры в « гляделки» с Россией. Но Москва признавать свое поражение тоже не настроена. Владимир Путин, по моему мнению, если потребуется, готов « играть в долгую». Тем более, что, по нынешним раскладам, такая «игра в долгую» не угрожает политической стабильности в стране. Население Украины консолидировалось перед лицом « российской угрозы». Аналогичным образом население России - за исключением отдельных и не влияющих на общую картину сегментов — готово консолидироваться перед лицом давления со стороны Запада.
Глобальная российско-украинская «игра в гляделки», похоже, будет продолжаться — даже на фоне « сгущения туч» в экономике обеих стран.