— Насколько комфортно Медведеву одновременно возглавлять и правительство, и партию, которую необходимо привести к победе в сентябре 2016 года?
Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий: «Медведев получил то, что хотел: на рубеже 2011–2012 годов он обменял президентский пост на два кресла — главы партии и Правительство РФ. Возможно, теперь он имеет даже больше, чем предполагал: в период массовых протестов на Болотной казалось, что «Единая Россия» — плохое приобретение, ее популярность падает, а антирейтинг огромен, но сейчас, благодаря крымскому консенсусу, партия власти находится на пике, а конкурентов в борьбе за первое место на выборах в Госдуму у нее и близко нет.
Премьерское кресло менее комфортно: экономика не просто лежит, а неуклонно катится вниз, и остановить этот процесс практически невозможно. Шансов для сдвига в лучшую сторону не видно, а простора для провалов — сколько угодно. Поскольку премьер персонально отвечает за экономику и социальную сферу — его положение хуже губернаторского.
Помимо этого кабинет постоянно окружает себя такими «черными лебедями», как сжигание еды в стране, которая пережила Ленинградскую блокаду, да и сейчас не может похвастаться тем, что все ее граждане сыты. Неважно, кто это предложил, важно, что реализует сжигание правительство, поэтому именно оно вызывает раздражение».
Алексей МУХИН, директор Центра политической информации: «Медведеву абсолютно некомфортно отвечать не только за правительство, но и за результаты партии. Равно как и сами единороссы будут чувствовать себя не очень уверенно и уютно под предводительством премьер-министра. «Единая Россия» — партия, которая в последнее время пыталась понравиться избирателю: защищала социальные гарантии, воспринимала и поощряла все популярные инициативы... А правительство будет вынуждено в ходе кризиса делать шаги, которые не всем избирателям понравятся.
«Единая Россия» всегда пыталась использовать сверхвысокий рейтинг Путина, старалась ассоциироваться именно с президентом. Особенно это желание велико сейчас, когда Путин стал творцом крымской победы и гарантом того, что Россия поднимется с колен. Поэтому когда перед выборами придется напомнить всем избирателям, что первым номером в партии является вовсе не президент, а Дмитрий Медведев, то это чревато электоральным ущербом. «Единая Россия» может окончательно выйти из ореола Путина, а тяжелая карма нынешнего кабинета министров отяготит политическую карму партии.
Возможно и недовольство внутри партии, связанное с тем, что Дмитрий Анатольевич, который в последние годы не был замечен за активной партийной работой, вдруг перед выборами возьмется за нее, начнет что-то модернизировать и перестраивать.
Всех этих неприятностей не произойдет только в том случае, если правительство за оставшийся до выборов год совершит чудо: запустит механизмы импортозамещения, стимулирует банковскую деятельность, стабилизирует финансовую систему и исполнит, наконец, майские указы.
Но возможны и другие неприятности и риски для Медведева. У «Единой России» есть группа достаточно известных и популярных «заклятых друзей» наподобие Навального. Они живут в виртуальном пространстве, все попытки контролировать которое до сих пор заканчивались неудачей. Уверен, что эти «друзья» приберегли к парламентским выборам несколько очень неприятных сюрпризов для партии власти. И брызги от помоев компромата, которые будут вылиты на «Единую Россию», неизбежно попадут и на фрак Медведева».
— Есть ли вероятность того, что Медведев, оценив дискомфортность ситуации и риски, решит перед парламентской кампанией сделать выбор: оставить за собой только одно кресло, уйдя либо из партии, либо из правительства?
Антон ОРЛОВ, член совета директоров Института анализа политической инфраструктуры: «В глазах населения премьер-министр — это человек, который ответственен за все проблемы, которые есть в стране. И если он ассоциируется еще и с «Единой Россией», то чем ближе выборы, тем активнее эту ассоциацию будут эксплуатировать оппозиционные партии в ущерб партии власти. Мне кажется, что у Дмитрия Анатольевича нет горячего желания весь ближайший год ходить по электоральному минному полю, на котором можно и не уцелеть без большого количества брони. Совершенно не удивлюсь, если он задумывается о том, как бы облегчить себе ношу.
Думаю, на этих выборах «Единую Россию» ждут весьма скромные результаты, даже с учетом использования всего административного ресурса. И кто-то должен будет нести ответственность за грядущий провал. Естественно, что премьер-министр не хочет быть этим кем-то. Поэтому идеальным для него вариантом было бы отстроиться от партии власти заранее. И предлог для этого есть: необходимость целиком сосредоточиться на работе правительства в тяжелые для страны времена.
Что касается «Единой России», то мне представляется, что цикл ее доминирования подходит к концу, и в перспективе власти придется придумывать для себя новую, менее запятнанную скандалами опору. Возможно, ей станет обновленный вариант ОНФ».
Алексей МУХИН: «Я думаю, что до сентября 2016 года Дмитрий Анатольевич, несмотря ни на что, останется и на посту премьера, и во главе партии. Для него, как для премьера предвыборного периода, это не только риск, но и вызов, шанс дать возможность различным социальным группам пристально последить за собой и добиться от них положительной оценки. Ведь человек, который был президентом, не может совсем уж утратить амбиций.
И при всех сложностях, о которых я говорил выше, Медведев «Единой России» все-таки необходим не меньше, чем она ему. Для того чтобы она и дальше позиционировалась как партия власти, ей нужен административный ресурс. Конечно, единороссы хотели бы купить ресурс президента. Но Путин заявляет, что он — президент всех россиян. Его поддерживают практически все партии, входящие сегодня в парламенты разных уровней и в ОНФ. Соответственно, президент не хочет кого-то особенно выделять из прочих. А если «Единая Россия» не может купить ресурс Путина, то ей нужно покупать медведевский, который несоизмеримо меньше, но все-таки достаточно велик. Отказываться от него было бы самоубийством».
Игорь БУНИН: «Оставить один из постов в обозримом будущем для Медведева невозможно, и это исключено. Президент поручил ему отвечать и за партию, и за правительство — значит, нужно выполнять. Я полагаю, что вопрос о новом премьере может встать не раньше 2017 года, если, конечно, не произойдет какой-то катастрофы. А до тех пор Дмитрий Анатольевич может, разве что временно, скорее всего на месяц, оставить премьерский пост на период избирательной кампании».
— Насколько Медведев свободен в принятии этого и других решений? Он — самостоятельный игрок или все ключевые вопросы решаются за него?
Игорь БУНИН: «Вопрос о том, кто и как должен вести себя в премьерском кресле, решает исключительно президент. Как он скажет — так и будет.
Что же касается партийных дел, то многое может зависеть от самого Медведева. Очевидно, что «Единая Россия» выигрывает выборы, но Дмитрию Анатольевичу нужно понять и решить, какой победный результат будет для него хорошим, а какой — плохим. Очевидно, что 40% голосов за «Единую Россию» или меньше — это провал. А вот если будет 60% — это хорошо или плохо? Ведь в этом можно усмотреть вызов Путину: «Шестьдесят процентов! Ты что — обронзовел, ты что — в президенты опять метишь?..»
Выходит, что и 60% голосов — тоже не очень хорошо. Значит, с аппаратной точки зрения оптимально для Медведева в 2016 году во главе партии набрать не меньше и не больше голосов, чем «Единая Россия» в 2011 году.
Но, с другой стороны, если премьер набрал во главе партии власти 60% — то попробуй его после этого сними или подвинь…»
Алексей МУХИН: «Политический рейтинг Медведева накрепко привязан к рейтингу Путина, полностью зависит от него. Так сложилось с момента появления тандема в 2008 году. Попытки отвязать рейтинг ДАМа от ВВП, которые предпринимала команда тогда еще президента Медведева, были безуспешными. И сегодня они фактически являются одним целым, что обеспечивает высокое доверие главе правительства. Но если только Дмитрий Анатольевич начнет решать что-то вопреки президенту, продемонстрирует, что он самостоятелен и пуповина с Путиным прервалась, — его личный рейтинг превратится в пшик. Поэтому Медведев вынужден реализовывать те решения, которые принял или хотя бы одобрил Путин».
Антон ОРЛОВ: «Мне представляется, что президенту Путину надоело из года в год на своем горбу вносить в рай всю чиновничью братию. Вот он и решил дать им возможность показать, на что они способны без его повседневного контроля. Раз это касается всех, то Дмитрия Анатольевича — в первую очередь. Полагаю, что он вполне самостоятелен, и президент это ценит. Как и то, что по вине правительства и премьера никаких бед и катастроф у нас ни разу не происходило. Поэтому постоянно появляющиеся в течение последних лет пророчества скорой отставки Медведева с премьерского поста так и остаются пророчествами».
— Считается, что когда в 2011–2012 годах Медведев возвращал Путину президентский пост, ВВП дал ДАМу ряд гарантий, среди которых — премьерское кресло. Когда срок этих гарантий может истечь?
Игорь БУНИН: «Гарантии премьерства могут закончиться в любой момент. Например, после парламентских выборов, если партия, ведомая Медведевым, неудачно выступит. Но это будет только предлогом, а для того чтобы его использовать, нужна еще и причина. И вот этой причины я пока не вижу.
Для отставки премьера обычно готовят почву. Такой подготовкой могла бы стать критика в адрес Медведева на высшем уровне, но его решительно никто не критикует: ни президент, ни парламент. Более того, в оценке работы правительства появляется много оптимистических ноток. Да, экономика движется на дно, но благодаря в том числе работе кабинета ничего трагического не произошло.
Но главное: для того чтобы сменить действующего премьер-министра, нужно предложить другую стратегию. Варианты других стратегий есть. Один из них сформулирован Алексей Кудрин: много реформ, причем не только экономических, а еще и политических, и социальных.
Но решиться на них сейчас, в момент кризиса и перед выборами, — очень сложно. Я не верю в такую возможность. На реформы можно решиться после выборов, причем — не парламентских, а президентских.
Смена премьера возможна и в результате катастрофического обрушения экономики. Этого нельзя исключать, но оно не произойдет в следующем году. На 2016-й запаса прочности еще точно хватит.
Поэтому я предполагаю, что Медведева не должны отпускать из кабинета министров ни до парламентских выборов, ни сразу после них».
Алексей МУХИН: «Я думаю, что продолжительность гарантий Медведеву была определена с мая 2012 года до парламентских выборов 2016 года. Все остальное будет зависеть от самого Медведева. Если он сможет удачно провести «Единую Россию» через избирательную кампанию, то наиболее вероятен вариант, при котором он после выборов возглавит фракцию «Единая Россия» в Госдуме, уйдя с поста премьер-министра.
Для того чтобы продемонстрировать серьезность своего намерения привести партию к победе, Медведев должен будет гарантировать избирателям, что он — не формальный первый номер списка, а на самом деле готов взять депутатский мандат и возглавлять фракцию «Единая Россия» в Госдуме. Такое обещание он обязан будет дать, потому что оно необходимо для победы «Единой России». В качестве «паровоза», который помелькает во главе партии, а потом исчезнет, избиратель Медведева просто не будет воспринимать, это привело бы к провалу. А если он не формально, а фактически возглавит партию власти, то это откроет новые перспективы для его политической карьеры, которая на данный момент многим кажется тупиковой.
То есть выбор между двумя креслами, о котором вы спрашивали, Медведеву предстоит сделать, и я думаю, что он предрешен. Только реализован он будет после парламентских выборов, а не до них.
О том, насколько Медведев морально готов к этой перемене, нужно спросить у него. Для меня очевидно только то, что времени на эту моральную подготовку у него было предостаточно — с 2011 года».