Отказ от импортных продуктов стал ответом российских властей на западные санкции против некоторых наших граждан и компаний. В список запрещенных товаров вошли: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо соленое, сушеное или копченое, рыба и ракообразные, моллюски, молоко, сыры, творог на основе растительных жиров, колбасы, овощи, корнеплоды, фрукты и орехи. Впрочем, этот перечень корректировался. Позже табу было снято с безлактозного молока, c ряда овощей для посевов, а также с мальков лосося и форели, которые необходимы для аквакультуры.
Впрочем, не успели власти как следует сформировать санкционный продуктовый список, как торговцы моментально начали переписывать ценники. «Цены на продовольствие в первые дни, как ввели эмбарго, взлетели на 10–15%», — отмечает член Общественной палаты Павел Сычев.
Между тем Интернет пестрил сообщениями и ложными фотографиями о том, что российские прилавки опустеют в ближайшие дни.
Неудивительно, что наши соотечественники буквально начали атаковать магазины и закупаться импортными продуктами впрок — и тем самым с лихвой пополнили карманы торговцев.
Однако последние вовсе и не думали отказываться от заграничного хамона и сыров. Они нашли несколько способов, как ввезти санкционные продукты на территорию России.
В частности, через страны, которые не подпали под продуктовое эмбарго. «В большинстве случаев продукция якобы направляется, например, через Белоруссию в Казахстан, но «оседает» на полках российских магазинов», — поясняет Павел Сычев.
Причем поспособствовало тому постановление российского Правительство РФ о запрете ввоза импортной продукции. Дело в том, что если, например, канадская говядина или тот же итальянский сыр были обработаны в Белоруссии, то они могут быть ввезены на территорию Россия. Другими словами, на выходе товар поступает якобы не совсем санкционный.
Кроме того, импортеры и торговые сети активно используют правительственное исключение для безлактозной «молочки». Как поясняют эксперты, безлактозный сыр по своему составу практически не отличается от обычного, поэтому ряд европейских поставщиков быстро сориентировались в ситуации. В результате, по данным Федеральной таможенной службы, за 2014 год из стран Европы было ввезено в Россию почти 19,5 тыс. тонн безлактозного сыра. Для сравнения, в 2013 году этот показатель был в 7,5 раза меньше, порядка 2,6 тыс. тонн.
Еще один вариант избежать эмбарго — это вовсе выдать запрещенный товар за совершенно другой.
Но терпеть это дальше российские власти не намерены. С 6 августа в России началось массовое уничтожение продуктов, которые подпали под эмбарго, но были нелегально ввезены в страну. Так, одной из первых стала партия из 10 тысяч тонн сыра в Белгороде. По словам помощника руководителя Россельхознадзора Алексея Алексеенко, ликвидировать контрабанду планируется каждый день. На очереди Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Смоленск, Псков, Ростовская область, Оренбургская область, Саратов и Алтай.
Однако, как отмечает Сычев, начать «чистку» нужно прежде всего с Москвы — логистического центра, откуда вся контрабандная продукция попадает в регионы.
Причем, по его словам, нелегальную продукцию обязательно нужно уничтожать. «Эти продукты перевозятся без соблюдения температурных, санитарных норм. Употребив ее, можно попросту отравиться», — предупреждает эксперт.