Глава украинской дипломатии указал, что одним из аргументов Москва при наложении вето на создание трибунала была «преждевременность» такого шага. Министр сообщил, что после получения результатов расследования пять стран – Австралия, Нидерланды, Бельгия, Малайзия и Украина последние новости – повторно обратятся к Совбезу ООН с просьбой создать трибунал по поводу авиатрагедии. «Мы не собираемся сдаваться. Через два месяца у нас будет окончательный отчет, – цитирует Би-би-си слова главы украинского МИД РФ. – И что же Россия скажет через два месяца? Мы, безусловно, будем пытаться снова, используя все возможные способы поддержки международного сообщества».
Напомним, что постпред Россия при ООН Виталий Чуркин во время своего выступления по результатам голосования в Совбезе указывал не только на преждевременность международного трибунала, но и на возможную пристрастность уголовного расследования, которое ведется представителями Совместной следственной группы. Также российский дипломат подчеркивал, что организация уголовного судопроизводства по вопросу крушения MH17 – не дело Совбеза ООН, который теперь, год спустя, как отметил Чуркин, почему-то пытается квалифицировать авиатрагедию как угрозу международному миру и безопасности.
Опрошенный «МК» специалист по международному праву считает решение России ветировать резолюцию верным, потому что рассмотрение данного дела в уголовном трибунале в Гааге лишено каких-либо правовых основ.
«Вторую попытку [голосования в Совбезе] они сделают. Объявили об этом косвенно, витиевато, но они намерены, – заявила «МК» юрист-международник Раиса Анпилогова. – Будет ли решен вопрос с Совбезом – никто не знает. Международный трибунал рассматривает уголовные дела, которые с ним должны соотноситься, только когда существуют боевые конфликты между странами, а именно – истребление населения, как проживающего, так и, может быть, участвующего невольно. Я не имею в виду вооруженные силы – я говорю только о народонаселении. В данном случае это падение авиалайнера – утверждают, что сбитого, но это не доказано. Авиалайнеры падают, как видно из международной прессы, во многих местах, независимо от того, принадлежит ли этот самолет государству, на территории которого он по каким-то причинам разрушился. В данном случае встает завуалированный вопрос, вопрос желания: а давайте-ка мы напряжем российское государство, чтобы нам всем дружно доказать, что это все-таки было каким-то образом в его интересах. Сейчас об этом идет речь. На самом деле, уголовные трибуналы, которым является этот трибунал, не рассматривают это и не должны рассматривать. Поэтому здесь есть политическая интрига. Эта ситуация с «Боингом» оказалась болезненной для нашей стороны, поскольку мы все-таки поддерживаем народонаселение этой территории. На самом деле, Россия никак и никоим образом не участвует ни в каких действиях, мы никоим образом не являемся владельцем этого авиалайнера, Россия – это не та территория, где оказались обломки. Причем здесь Россия?
– Многие говорят о создании трибунала в обход Совбеза ООН. Насколько он будет легитимным?
– Конечно, он не может быть легитимным. Это может быть какой-то еще уголовный трибунал, но в рамках какого тогда, простите, международного права? Это может быть что-то там между собой, но это другой вопрос. Мы говорим о международном праве. Другого я пока не знаю».