В тексте проекта резолюции СБ ООН, который был представлен 14 июля, сказано, что катастрофа в украинском небе — угроза международной безопасности и миру, а потому требует наказания виновных и создания трибунала. Российская сторона утверждает, что, пока расследование причин крушения не завершено, рано говорить о наказании кого-либо, иначе это приведет к созданию нового очага международной конфронтации. В расследовании и подготовке этого документа принимали участие Малайзия, Австралия, Нидерланды, Бельгия (страны, граждане которых погибли в катастрофе) и Украина последние новости.
Нашу страну проект резолюции в нынешнем виде категорические не устроил, и в ответ она представила свой. В итоге, по словам постпреда России в ООН Виталий Чуркин, отдельные пункты российской позиции были учтены, но суть малайзийского документа осталась прежней. Это и заставило его заговорить о вето. По его словам, международному сообществу и Россия хотят подсунуть «кота в мешке», так как о ходе и результатах уголовного расследования нашим представителям не известно ничего, хотя возможность предоставления информации ранее оговаривалась. Что же касается параллельного технического расследования, то российские эксперты привлекаются к нему только «по отдельным вопросам» и с ними делятся «отдельной информацией».
Кроме того, в российском МИД РФе напоминают, что подобные трибуналы в прошлом (например, Международный трибунал по бывшей Югославии в 1993 г.) не принесли ожидаемых результатов. «Их деятельность неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной. Эти судебные органы существуют уже более двадцати лет, но так и не завершили свою деятельность приемлемыми результатами», - пояснили дипломаты. К тому же подобные суды никогда не учреждались для наказания виновных в авиакатастрофе.
Читайте материал: Чуркин: России не дают расследовать катастрофу «Боинга», оказывают давление
Реакцией на слова Чуркина о вето, стало заявление главы МИД Австралии Джули Бишоп. «Мы не можем допустить ветирования в СБ ООН, которое позволит уйти от справедливости. Мы обязаны перед лицом семей погибших призвать к ответственности виновных», - подчеркнула она. А в украинском МИДе заявили, что у стран-авторов проекта резолюции есть план Б на случай вето, правда, не уточнили какой.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал в комментарии «МК», что при любых попытках обойти вето ООН столкнется с тем, что Россия будет в праве не признавать юрисдикции трибунала, если она не голосовала за него. Хотя для нашей страны, по его мнению, это обернется «тяжелым имиджевым ударом». «Россию будут обвинять в том, что она заблокировала наиболее оптимальный вариант международного правосудия. Обвинений в адрес России будет очень много, причем не только со стороны европейских СМИ, к чему наша страна уже привыкла, но, возможно, и азиатских», - считает эксперт.
Участвуйте в опросе "МК": Поддерживаете ли вы идею создания международного трибунала по "Боингу"?
При этом Алексей Макаркин еще раз подчеркнул, что обязать Россию исполнять решения суда, который она не признает, никто не вправе: «Конечно, есть такая процедура: если Генеральная ассамблея ООН сочтет, что эта трагедия угрожает международной стабильности, она может напрямую принять обязывающее решение. Но практически этот вариант вряд ли применят, потому что это станет опасным прецедентом: завтра в меньшинстве могут оказаться и американцы. Западным странам не хочется, чтобы потом этот прецедент мог быть использован против них самих».
Напомним, что крушение пассажирского самолета Boeing-777 компании Malaysia Airlines, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля прошлого года в Донецкой области. Погибли все находившиеся на борту — 298 человек.
Читайте материал: Анонсирован "план Б" на случай российского вето по трибуналу MH17