О жизни 55-летнего Омара мало что известно — даже место его рождения является предметом споров. Миру было явлено фактически лишь одно его изображение — фото, где видно, что у него нет глаза. Его он потерял в одном из сражений (в каком именно — также доподлинно неизвестно, предполагается, что примерно между 1986-м и 1989-м годами) — в глаз попала пуля, остатки его Омар якобы, по одной из версий, вырезал ножом.
Обучение боевым навыкам будущий лидер талибов проходил в Пакистане, в период присутствия советских войск в Афганистане — воевал против них. В 1992-м году, после краха режима президента Наджибуллы, он решил «положить конец» хаосу, воцарившемуся в стране, и собрал вокруг себя группу из полусотни единомышленников-студентов — так возник «Талибан» (по-пуштунски — студенты). С 1996-го по 2001-й год Омар возглавлял страну, именовавшуюся тогда «Исламский Эмират Афганистан» (правда, руководство осуществлял из Кандагара).
В то же время, как отметил в беседе с «МК» аналитик Центра изучения современного Афганистана Андрей СЕРЕНКО, в последние годы фактическим главой «Талибана» был мулла Мансур — он же может стать официальным полноправным преемников Омара. Второй претендент на это, по словам эксперта, - сын муллы Омара Якуб.
«Если талибы признают факт гибели муллы Омара, это станет для движения настоящей политической катастрофой, – считает Андрей СЕРЕНКО. – Вскроется двух-, трехлетний обман, и возникнут вопросы — а в чем еще талибы врут? Опаснее же всего для движения тот факт, что обманутые боевики, рядовые и полевые командиры, могут присягнуть на верность группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – Авт.), которое уже давно требовало от «Талибана» признания факта гибели муллы Омара. Ранее и афганские, и пакистанские талибы присягнули на верность мулле Омару, и это было фактором, мешавшим им переприсягнуть, например, Абу Бакру аль-Багдади, лидеру ИГ. Это все может привести к резкому росту числа боевиков ИГ в Пакистане и Афганистане. Кроме того, возможен, разумеется, и раскол в самом «Талибане», - существует даже вероятность, что в своем нынешнем виде движение перестанет существовать».