Завершая свою финальную поездку по Африке, Обама атаковал одно из главных препятствий на пути демократии и прогресса в Африке — ее историю правления одного человека-президента, который цепляется за власть всю жизнь, загребает огромные состояния и замораживает развитие своей страны. «Никто не должен быть пожизненным президентом, — провозгласил Обама в своей речи на заседании Африканского Союза. — Вашей стране будет лучше, если вы вольете свежую кровь и новые идеи. Я сравнительно еще молодой человек, но я знаю, что кто-то с новой энергией и новыми взглядами был бы хорош для моей страны. Было бы это хорошо и для вас тоже в некоторых случаях».
Обаме остается находиться в Белом доме около полутора лет. Двухразовый лимит, установленный Конституцией США, не позволяет ему баллотироваться на третий срок. Вот почему Обама использует себя как модель для передачи власти. «Я, откровенно говоря, считаю себя вполне хорошим президентом, — сказал он, отрываясь от заранее заготовленного текста. — Я думаю, что я победил бы, если бы выдвинул свою кандидатуру в третий раз. Я хотел бы сделать многое, чтобы подвинуть вперед Америку. Но закон есть закон, и ни одна личность не может быть выше его, даже президент».
Это выступление Обамы отражает очень острое положение в Африке — попытки некоторых лидеров удержать власть в своих руках после того, как истек их срок. Как раз в июле месяце президент Бурунди провел выборы, которые дали ему власть на третий срок, но ввергли страну в хаос, ибо была нарушена и Конституция страны, и мирные соглашения, которые положили конец опустошительной гражданской войне.
Эта же тема доминировала в ходе посещения Обамой Ганы в 2009 году. Именно тогда он заявил, что «Африка не нуждается в так называемых сильных личностях. Она нуждается в сильных институциях». С тех пор дебаты о «сильных личностях» продолжаются по всему континенту с самыми различными последствиями. Правительство Буркина-Фасо пало прошлой осенью, когда протестующие массы вышли на улицы против президента Блэза Компаоре, планировавшего продлить свое 27-летние пребывание во власти. В Раунде законодатели голосовали в этом месяце за поддержку конституционных перемен, которые дают президенту Полю Кагаме власть и на третий срок. В Демократической республике Конго тоже имеются подозрения по поводу того, что президент Жозеф Кабила попытается обойти Конституцию и ее срочный лимит путем откладывания президентских выборов в 2016 году.
Короче говоря, почти половина более 50 стран Африканского Союза имеют президентов и премьер-министров или монархов, находящихся у власти дольше, чем президент Обама. Некоторые из них даже целые десятилетия. Так, Теодоро Обианг Нгема Мбасого правит Экваториальной Гвинеей с 1979 года. Роберт Мугабе находится у власти в Зимбабве с 1980 года. Поль Бийя правит Камеруном с 1982 года. Йовери Мусеавени руководит Угандой с 1986 года. Омар Хассан Аль-Башир возглавляет Судан с 1989 года.
С другой стороны, есть и позитивные сдвиги. Так в Нигерии, самой многочисленной стране Африки, жители праздновали этой весной мирный переход власти от военного правления к гражданскому после того, как военные потерпели поражение на выборах. Президент Обама не мог поехать в Нигерию из-за соображений безопасности. Но он тем не менее отметил этот мирный переход власти, пригласив к себе нового нигерийского президента Мухаммаду Бухари. Встреча президент США с Бухари в Овальном кабинете Белого дома состоялась за неделю до поездки Обамы в Африку.
Ни одного из африканских лидеров-долгожителей, которых имел в виду Обама, не было в зале заседаний Африканского Союза, чтобы лично услышать его речь в прошлый вторник. Но представители правительств африканских стран присутствовали на этом историческом заседании. Кроме того, выступление Обамы транслировалось по всему континенту. Речь Обамы прерывалась аплодисментами 75 раз. Но приветствия приняли особенно бурный характер, когда Обама заговорил о тех африканских лидерах, которые засиделись на своих местах. Обама тем временем говорил: «Когда лидер пытается изменить правила игры где-то посередине, чтобы остаться у власти, он рискует стабильностью своей страны. Это мы видим на примере Бурунди. И это чаще всего является шагом назад. Но вы иногда слышите, как эти лидеры говорят: «Ну что ж поделаешь. Я единственный человек, который может объединить нацию». Но если это правда, то этот лидер не смог по-настоящему выстроить свою страну».
Реакция на выступление Обамы стала еще более пронзительной, когда он сказал, что он не понимает, почему лидеры не подчиняются Конституции, тем более тогда, когда они загребли много денег. И в этом месте Обама отклонился от заранее заготовленного текста.
Джозеф Атта-Менсах, ганский деятель, который является политическим советником Экономического комитета по Африке в ООН, заявил, что мессидж Обамы имеет критически важное значение. «Государственные деятели должны покидать свои посты и давать дорогу новой крови. Это хорошо, что президент Обама сказал об этом», — заявил Атта-Менсах.
Однако некоторые аналитики скептически отнеслись к выступлению президента Обамы. Они считают, что оно не окажет влияния на африканскую общественность. «Я думаю, что речь Обамы не окажет прямого действия на тех лидеров, которые играют с суверенитетом». — говорит Пьер Энгельберт, эксперт по Африке из Помона-Колледжа. Он говорит, что иногда сами американцы поддерживают некоторых политических деятелей Африки, которые «тянут резину». «Соединенные Штаты непоследовательны, давая подобный мессидж, и это ослабляет его влияние», — считает он.
Тон выступления Обамы был намного решительнее, чем всё то, что он говорил в Кении и Эфиопии. В Кении вице-президент находится в ожидании суда за преступления против человечности. Его хотят судить в Международном Уголовном суде, а президент обвинялся в тех же грехах, пока с него не сняли обвинения в декабре прошлого года. Что касается Эфиопии, правящая партия и ее союзники только что «завоевали» все 100% мест в парламенте. В ходе этих выборов многих журналистов бросали за решетку за критические материалы против победителей.
Президент Обама «мягко» требовал большего прогресса, давая одновременно понять, что ему ясна очень сложная история Эфиопии. Помощники Обамы говорили о том, что в частных беседах эфиопские лидеры были необычайно откровенны, признавая ляпсусы своей системы. Они обещали «исправиться» словно нашкодившие ученики. Трудности задачи, которая стояла перед Обамой, находившегося в Африке, заключались в следующем. Надо было найти объективно правильный баланс между продвижением идей демократии и прав человека с одной стороны, и в то же время учесть историю Африки.
Президент Обама прилетел в Африку после того, как обжёгся в странах Арабского мира, где произошла так называемая Арабская весна, а также в Северной Африке. Эти страны лишили власти царивших там долгие годы автократов. Однако новые силы, которые пришли к власти, не смогли создать прочные демократические структуры. И вот совершая четырехдневное путешествие по странам Восточной Африки, президент Обама настоятельно и повторно защищал свое решение поехать в Кению и Эфиопию, в которых президенты Соединенных Штатов, находясь у власти, ни разу не бывали. Говоря о своих поездках в Китай и Россию, президент Обама говорил, что эти поездки предпринимались несмотря на то, что правители этих стран вряд ли являются моделью «демократии».
Президент Обама, разумеется, имеет особое влияние в Африке. Африка рассматривает его как своего родного сына, владеющего властью, которую не имел ни один из его предшественников. Когда Нкосазана Дламини-Зума, председательница Африканского Союза, представила его во вторник, она сказала: «Хотя мы приветствуем вас как президента Соединенных Штатов, мы также считаем вас одним из нас».
Президент Обама, конечно, понимал сложность своего положения. Выступая в Пленарном холле имени Нельсона Манделы, Обама сказал, что Мандела так же как и Джордж Вашингтон понимал, что означает добровольно покинуть свой офис и передать его мирно своему наследнику. Он сказал, что мирная передача власти это очень сильная и влияющая на настроение наций инициатива. «Так же как Африканский Союз проклял и проклинает всевозможные перевороты и незаконные передачи власти, он обязан быть сильным голосом, помогающим народам Африки держать в узде своих лидеров, заставлять их соблюдать лимиты своих сроков и Конституцию», — сказал Обама. Для того, чтобы не быть обвиненным в лицемерии, президент Обама признал, что определенные недостатки имеются в этой области и в Соединенных Штатах. «Наша американская демократия не является совершенной, — сказал он. — Но мы делаем одну вещь: последовательно боремся за то, чтобы сделать нашу демократию лучшей. И это является источником силы для нас».
Президент Обама сказал, что он мог бы выиграть третий срок, но 22-я поправка к Конституции запрещает это делать. Привел Обама и комментарии президента Клинтона по этому поводу. Кроме того, Обама ссылался и на своего предшественника президента Джорджа Буша, который говорил: «Я хочу быть честным с вами. Я смотрю вперед на жизнь после того как перестану быть президентом. У меня не будет такой большой охраны, как сейчас. А это значит, что я смогу спокойно ходить, я смогу проводить время со своей семьей. Я могу найти другие пути служения стране. Я могу посещать Африку более часто».
Будучи в Кении, Обама был вынужден все время оставаться в тех зданиях, которые контролируются правительством. Он не имел возможности посетить деревню, в которой живет его семья. Он не мог походить даже по столице Кении Найроби. Последний раз он был в Найроби в 2006 году. Его бабушка сказала репортерам, что она обязала Обаму приехать в деревню его семьи и помолиться на могиле своего отца. Позже он сказал репортерам, что обед со своими родственниками диктовал его просьбу о «помиловании». Дело в том, что это была первая и последняя встреча с родственниками. Больше он в ходе своего визита в Африку их не видел.
Читайте материал: Обама уверен, что мог бы стать президентом в третий раз