Обвинение ходатайствовало в суде о заключении Пивоварова под стражу. Следователь Павел Евшов в соответствии с УПК имел полное на это право при наличии достаточных оснований полагать, что Пивоваров может скрыться от следствия либо оказывать давление на свидетелей или потерпевших. Ключевое словосочетание — «при наличии достаточных оснований».
Первое, что сделал следователь в суде, — попросил приобщить к материалам дела справку о том, что у Пивоварова есть загранпаспорт.
— Я правильно понимаю, что наличие загранпаспорта — единственное основание, по которому следствие полагает, что мой подзащитный может скрыться? — вопрошает адвокат Светлана Стефанишина.
— Имеются ли доказательства, полученные процессуальным путем: билеты, счета в иностранных банках, заявления от свидетелей? — наступает адвокат Алиев.
— Такой информации нет, — теряется следователь Евшов.
— Есть все основания полагать, что он может оказывать давление на свидетелей, — рапортует Евшов.
— На чем основаны данные основания?
— Это мое решение.
В противовес характеристике, где участковый из Санкт-Петербурга называл Пивоварова «членом радикальной группировки ПАРНАС», защита представила характеристики от главы Хельсинской группы Людмилы Алексеевой и депутата Госдумы Дмитрия Гудкова.
«Фамилия участкового мне неизвестна, — парировал Пивоваров. — То, что он так называет ПАРНАС, говорит о том, что человек не сильно погружен в политическую деятельность. Партия зарегистрирована, у нас есть представители в органах власти».
Напомним, что после того, как в ночь на 28 июля Пивоваров был задержан в полицейском участке вместе с сотрудником полиции, к которому он обратился с просьбой проверить соответствие данных граждан, оставивших подписи за список партии, действительным информационным сведениям, в его отношении было возбуждено уголовное дело по статье 272 ч. 3 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации»). Наказанием за данное преступление может быть либо штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного до двух лет, либо принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до четырех лет.
В уголовном праве существует два вида состава преступления — формальный, когда преступление считается совершенным вне зависимости от того, какие последствия оно за собой повлекло (например, изнасилование: важен сам факт совершения изнасилования, вне зависимости от последствий), и материальный, когда преступление считается совершенным только при наступлении последствий. Исходя из формулировок в статье, вменяемой Пивоварову, преступление считается совершенным только в том случае, если неправомерный доступ к информации повлек за собой ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование.
«В соответствии с УПК для возбуждения уголовного дела с материальным составом требуется исследование — обращение к эксперту, — озвучила главный аргумент Стефанишина. — В данном случае его не проводилось. Наказание по данному уголовному делу предусматривает еще три вида наказания помимо заключения под стражу». Не забыли и упомянуть о том, что к Пивоварову не пускали адвоката. Адвокаты намерены подать заявление в прокуратуру по факту незаконного возбуждения уголовного дела. В штабе РПР-ПАРНАС в Костроме уверены, что задержание руководителя — это попытка сорвать избирательную кампанию Демкоалиции.