Оказывается, ВВП предлагал имеющему большие проблемы с итальянской Фемидой Берлускони не только российское гражданство, но и пост министра экономики РФ! Только подумайте: если бы путинский «друг Сильвио» сказал президенту «да», то за наше экономическое развитие отвечал бы не скучный Алексей Улюкаев, а знойный весельчак-итальянец! Вот бы все зажгли!
Не верите, что подобное в принципе возможно? А вот и зря. В самом по себе экспорте-импорте потенциальных министров из государства в государство нет ничего уникального. И нашей страны это касается не в последнюю очередь. Только три примера, сразу приходящие на ум.
При императоре Александре I мы «импортировали» в качестве российского министра иностранных дел венецианского подданного греческого происхождения. Иоанн Каподистрия несколько лет поуправлял нашим внешнеполитическим ведомством, а потом отправился в получившую тем временем независимость родную Грецию — и в ранге не абы кого, а правителя государства!
Иногда мы, напротив, «экспортировали» министров в другие страны. При Александре III русский генерал Леонид Соболев больше года занимал должность премьер-министра Болгарии. При Сталине и Хрущеве Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский около семи лет являлся министром обороны Польши.
Впрочем, довольно исторических реминисценций! В случае с «кандидатом в российские министры» Сильвио Берлускони речь, конечно, может идти только о шутке. Именно в этом, во всяком случае, меня заверил видный соратник ВВП, у которого я поинтересовался об обстоятельствах «рождения» у Путина столь любопытной кадровой идеи.
Но вот о чем я подумал, когда перестал смеяться над очередным перлом путинского остроумия. В каждой шутке, как известно, наличествует лишь доля шутки. Шутка про Берлускони не исключение. Я, конечно, не предлагаю следовать примеру нынешнего киевского кабинета министров, где множество важных должностей отдали «варягам»-иностранцам. На командных должностях в государственных структурах Россия должны работать только лица, которые уже давно являются гражданами РФ. С моей точки зрения, этот тезис настолько очевиден, что не требует доказательств.
Совместная шутка Путина и Берлускони заставила меня задуматься совсем про другое: официальный Киев по максимуму «обрабатывает» иностранцев, убеждая их в правоте именно украинской позиции в споре с Москвой. А что по поводу российских официальных структур — полностью ли они выкладываются, объясняя миру суть российской позиции?
Если речь идет, например, о телеканале Russia Today, то эффективность работы этой организации подтверждается валом панических криков западных конкурентов RT: спасите нас от этой машины русской пропаганды! Ей надо срочно «заткнуть рот»!
Но кроме Russia Today у нас есть и масса других контор, которые в теории выполняют очень похожие функции — а на практике их совершенно не выполняют. Вот, например, какой мелкий, но очень показательный случай произошел со мной этой весной в Берлине.
В немецкой столице я оказался в день очень важного телевизионного выступления Владимир Путин. И «злое» редакционное начальство было неумолимо: не важно, где ты есть — от обязанности дать оперативный комментарий это все равно тебя не избавляет! Встал вопрос: где мне смотреть очередную «эпохалку» ВВП? Через коллег я вышел на местное подразделение Федерального агентства по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом, — Российский дом науки и культуры в Берлине.
И сначала там меня не подвели. В течение приблизительно 30 минут у меня была возможность посмотреть путинский спич в кабинете замдиректора этой почтенной конторы. Но ровно в час по местному времени замдиректора вскочил с места и радостно воскликнул: «Наши интересы расходятся — мне надо срочно на обед! А одного в кабинете я вас оставить не могу — у меня здесь бумаги с грифом «для служебного пользования». Не успел я опомниться, как меня уже вывели из здания на шумную берлинскую улицу и поставили перед внешним экраном, на котором тоже вещал Путин — правда, с намертво выключенным звуком.
Из положения я тогда вышел с помощью чудес современной техники: оказалось, что ВВП можно послушать с помощью экрана собственного смартфона. И обиды на экстравагантного замдиректора у меня тоже не осталось. Осталось лишь недоумение: если Российский дом науки и культуры столь «эффективно помогает» сотруднику не самой последней российской газеты, то с какой же «чудесной эффективностью» он популяризирует нашу страну в глазах немцев?
Короче, не нужны нам иностранцы в креслах российских министров и чиновников. Но вот заставить работать своих министров и чиновников — работать, а не изображать бурную деятельность — нам нужно обязательно. Иначе вся надежда действительно только на старика Сильвио!