Ранее первый замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский уже сообщал, что в 2015 году в Вооруженных силах пройдет эксперимент по возобновлению военной службы в резерве.
Почему именно по возобновлению? Дело в том, что аналогичный указ был принят в 2013 году — тогда был создан мобилизационный людской резерв «на период апробации новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов».
Однако в из-за отсутствия финансирования, формирование профессионального мобилизационного резерва начато так и не было. По расчетам думского Комитета по обороне, затраты на проведение эксперимента должны были составить в 2014 году 279,4 млн. руб., в 2015-м — 288,3 млн, в 2016-м — 324,9 млн.
Судя по всему, теперь деньги нашлись. Хотя и небольшие, так как, по словам Бурдинского, в первый набор попадут 5 тысяч военнослужащих, набранных из запаса.
Систему мобрезерва можно считать серьезным шагом к созданию в стране профессиональной контрактной армии. Хотя, то, что запланировано сейчас, всего лишь эксперимент в этом направлении.
В советские времена, когда армия в стране формировалась исключительно по призыву, мобилизационным резервом считалось практически все мужское население страны старше 18 лет. Отслужив в армии, мужчины отправлялись в запас, формируя тем самым мобилизационный резерв (женщины ряда профессий, например медики – врачи и медсестры, тоже считались военнообязанными). Благодаря этому СССР в угрожаемый период мог довольно быстро сформировать многомиллионную армию.
Периодически резервистов призвали на непродолжительные сборы, где выдавали военное обмундирование (как правило, старое, потому в армии за потрепанный внешний вид их прозвали партизанами). В течение нескольких недель, чаще всего в полевых лагерях, они вспоминали все, чему их когда-то учили в войсках. Однако в последние годы существования СССР такие сборы из-за отсутствия средств (а иногда их воровства) проводились все реже. Сборы резервистов все более стали походить на мужской отдых от семьи, сопровождавшийся обильными возлияниями.
Теперь, когда военная техника стала намного сложней, ее обслуживание требует большего профессионализма и подготовки, ставка делается на конрактников-профессионалов. Соответственно их подготовка в качестве резервистов требует иных подходов.
Планируется, что она будет выглядеть так: перед увольнением в запас солдат может подписать контракт, по которому он обязуется периодически проходить военные сборы, отличающиеся значительно более серьезной подготовкой от обычных сборов для военнослужащих запаса. Решение он должен принять исключительно по доброй воле. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок в три года, в дальнейшем контракт может быть возобновлен на срок в три года, пять лет или на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Причем, для материального стимулирования резервистов планируются ежемесячные выплаты, которые, по некоторым данным, должны составить 5 – 8 тысяч рублей.
По словам Евгения Бурдинского, новую службу резервистов можно будет сравнить с израильским аналогом, но она будет выполнять несколько иные функции. Что-то похожее существует в США и Великобритании, где также подписывают контракт, обязывающий уволившихся в запас военнослужащих проходить регулярную переподготовку, за что им выплачивается небольшое денежное содержание.