Премьер Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным предложил объединить ФАС и ФСТ в единый орган. Сейчас обсуждаются технические вопросы слияния, которое должно завершится до конца года. Служба скорее всего поменяет свое название. Сейчас есть несколько вариантов, в том числе Федеральная тарифная и антимонопольная служба (ФТАС) или Федеральная служба тарифного и антимонопольного регулирования (ФСТАР).
Судьба главы ФСТ Сергея Новикова решится после встречи с Артемьевым, который до середины августа в отпуске. Не исключено, что Сергей Новиков не войдет в объединенную структуру, даже в качестве первого заместителя.
Больше десяти лет назад ФСТ была частью антимонопольного министерства. Как отмечают в Минэкономразвитии, сейчас зоны ответственности госорганов при регулировании монополий определяются нечетко. Тарифы естественных монополий контролирует ФСТ, а не дискриминационный доступ к инфраструктуре, пресечение высоких цен, решение споров обеспечивает ФАС.
Кроме того, одна из идей слияния состоит в том, что ФСТ, в отличие от ФАС, не имея региональных представительств и соответствующих полномочий, практически не контролирует деятельность так называемых РЭКов - региональных энергетических комиссий, которые подчиняясь губернаторам, устанавливают тарифы на местах. Разумеется, в рамках предельной вилки, спускаемой им Федеральной службой по тарифам.
Но если РЭК злоупотребляла своими полномочиями, то ФСТ с этим ничего поделать не могла. Тем более, законные варианты поднятия тарифов для населения выше предельного уровня существуют. Например, муниципалитет может разработать инвестпрограмму по модернизации водозабора, которая предусматривает увеличение тарифа, допустим, на 50%. После того, как депутаты заксобрания это утвердят, цены повысятся. По замыслу разработчиков реформы, укрупненная федеральная структура за счет своих местных отделений получит возможность качественнее мониторить ситуацию и в случае выявления нарушений штрафовать компании, взимающих сверхнормативную плату.
Таким образом, Россия получит нового мегарегулятора, вроде ЦБ и Росаккредитации, уже поглотивших функции нескольких федеральных ведомств.
«ФСТ утверждает огромное количество тарифов: на коммунальные услуги (тепло, воду, водоотведение), электроэнергию, транспортировку газа и нефти, железнодорожные перевозки, услуги связи, аэропортов и т. д. – говорит директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. – Причем, приказы службы, по сути дела, дублируют соответствующие нормативные документы правительства. Например, в прогнозе социально-экономического развития на 2015 год говорится, что в среднем по регионам тарифы на свет, тепло и воду должны подняться не более чем на 8,5%, на газ - не более чем на 7,5%. У ФСТ роль технического исполнителя. Сотрудники службы формально занимаются административно-надзорным производством, но реальных рычагов влияния, на те же РЭКи у них нет».