Последняя попытка федерализовать Украину состоялась ровно полгода назад в Минске. Фиксированием необходимости проведения конституционной реформы и внесения поправок, существенно расширяющих права территорий с особым статусом, и переходных положений в Конституцию страны, скрепленным присутствием четырех президентов, включая Порошенко, был дан очередной (допускаю, что последний) шанс Украина последние новости провести федерализацию страны «по-хорошему». В итоге очередные поправки имени председателя Верховной Рады Гройсмана, которые тот обещал принять до 18 июля, оказались явной фикцией и профанацией конституционной реформы, не учитывающей особый статус Донбасса. И уж, конечно, никем из участников переговоров, тем более, Донбассом они быть признаны безусловно не могут.
Что же, панове, получайте Мукачево.
Очередное обострение отношений между украинскими неофашистами из запрещенного в России «Правого сектора» и режимом Порошенко может иметь далеко идущие последствия для Украины. Фактический повод – передел сфер влияния на «крышевание» контрабандных потоков сигарет в Закарпатье, граничащем с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией, между «традиционными» контрабандистами и вернувшимися с восточного фронта «правосеками» - лишь верхушка айсберга. На самом деле многие украинские бизнесмены, поддержавшие «Евромайдан» и госпереворот-2014, сильно разочаровались сохранением статус-кво прежних финансово-политических групп.
Ведь, несмотря на показательную «мусорную люстрацию» некоторых мелких представителей прежней власти, Украина большей частью осталась под контролем тех же олигархов, что и пять лет назад. В стране менялись президенты и премьеры – Ющенко, Янукович, Порошенко, а реальная экономическая власть сохранялась в руках узкой группы лиц, заявивших о себе еще при Кучме и тогда же формализованных.
Именно второй президент Украины стал отцом-основателем нынешнего политико-экономического устройства страны, во всем цивилизованном мире известного как олигархократия. В отличие от России, там продолжается и по сей день период «семибанкирщины». Страной правили 10 лет назад и продолжают править олигархи Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ, Виктор Пинчук и Ринат Ахметов, на региональном уровне Закарпатья давно и безраздельно хозяйничает клан братьев Балог, поднявшихся еще накануне первого Майдана. Кто-то скажет – так ведь Коломойского отстранили! Не извольте беспокоиться – отстранить можно с поста губернатора. Олигархов сложно уволить – а они могут это попробовать. Недаром на пике мукачевского противостояния контролируемая Коломойским партия «Самопомощь» выступила с требованиями незамедлительного увольнения генпрокурора, глав СБУ и МВД. Своевременная пилюля Порошенко от «отстраненного» Коломойского.
Именно против такого порядка вещей в массе своей вышел среднестатистический киевлянин на Майдан поздней осенью-2013. Правда, тогда ему никто не объяснил, что украинские олигархи не имеют никакого отношения к России. Скорее наоборот – они всегда были главными интересантами отрыва Киева от Москвы в силу элементарной конкуренции – номенклатура продаваемых ими товаров не сильно отличалась от предлагаемой их российскими коллегами.
Спустя год после начала боевых действий против собственного народа на Донбассе многие «ветераны АТО» успели почувствовать себя кинутыми со стороны отправившего их на гражданскую войну Киева. Теперь они, объединенные различными экстремистскими праворадикальными организациями, заявляют права на свою долю в большом пироге реальных доходов. Что, естественным образом, не может устроить реальную экономическую власть.
Порошенко же, скорее изображая участие, вряд ли способен (и желает) изменить действительные олигархические расклады. Тем более, он сам – плоть от их плоти. Таким образом, нас ждет интересный многосерийный триллер с элементами боевика по мотивам грядущего передела бизнес-интересов на Украине.
В том, что он состоится и в ближайшее время войдет в активную фазу, можно не сомневаться. Для этого созрели все необходимые факторы.
Объективная экономическая ситуация ухудшается быстрее, чем когда-либо за всю новейшую историю Украины (повышение более чем в 7 раз тарифов на коммунальные услуги при падении уровня зарплат на 35-40% и девальвации гривны в 3 раза за один год);
Все сложнее поддерживать иллюзию внешнего противостояния «агрессии России на Донбассе» (спасибо Минским соглашениям, благодаря которым оказался возможен мир);
Политическое противоборство Порошенко и Яценюка выходит на публичный уровень и переводит повестку дня с внешней на внутреннюю;
Постоянный перенос МВФ сроков выдачи очередных кредитов Киеву при условии нежелания структур ЕС далее спонсировать войну на Востоке приближает угрозу реального дефолта (технический наступил еще год назад) в самое ближайшее время (по заявлению представителей украинского Кабмина, возможного с 17-го июля).
Если этого покажется кому-то мало, можно еще вспомнить 7-ю волну мобилизации, 7-кратный же рост преступности по стране в сравнении с ситуацией до Евромайдана и, конечно, несопоставимо высокий процент наличия стрелкового оружия на руках у населения.
Вот мы и подошли к обещанной читателю на прошлой неделе теме – сумеет ли Киев удержать другие регионы некогда большой Украины?
Анонсированная конституционная реформа имени Порошенко не предлагает ничего принципиально нового молодому бизнес-сообществу разных регионов Украины, не первый день смотрящему волком на своих чуть более возрастных – и потому успевших к разделу большого пирога – коллег. Конечно, те, кто порасторопнее, уже присоседился к «взрослым» олигархам эпохи Кучмы, но большинство региональных предпринимателей продолжает довольствоваться узкими рамками мелко-среднего бизнеса.
Не говоря уже про Минский формат, который с завидной регулярностью игнорируется администрацией Порошенко, вопреки данным не только Москве, но и Европе гарантиям. Увы, такова сложившаяся политическая традиция Незалежной – никогда не исполнять данные кому-то обещания, в надежде успеть первым «кинуть» партнера. История про выдуманный кем-то из бывших донецких, возжелавших вернуться на Украину, и активно поддержанный в Киеве псевдоплан «Минск 2.5» - яркое тому подтверждение. Эта политика называется так – попытаться передоговориться вместо того, чтобы выполнять согласованное. Именно поэтому Киеву верить нельзя ни на йоту. И понимают это не только в Москве, но и в украинских регионах. Потому и требуют «здесь и сейчас», не рассчитывая на «завтра и потом».
А ведь конституционная реформа – она не только для учета мнения Донбасса. Румыны Буковины или венгры Закарпатья имеют ничуть не меньше прав на то, чтобы быть услышанными. И если сегодня Порошенко отказывает в этом праве дончанам, то где гарантия того, что завтра он не поднимет нацгвардию против болгар в Бессарабии, вознамерившихся защитить свои права, создать себе автономию, тем самым, на деле проведя заявленную президентом-демагогом децентрализацию? Если сегодня несколько одесских журналистов сидят в тюрьмах только за одно лишь участие в круглых столах по децентрализации, то что же будет в случае заявки на экономическую реализацию искомой? Очевидно, новое Мукачево.
Так в свое время разваливалась Югославия. Вместо того, чтобы предложить совместный проект развития всем народам федерации, импотентное руководство некогда самого богатого из всех соцстран государства предпочитало закрывать глаза на проблемы интеграции нового поколения союзных республик, предлагая взамен сплошь фейки да химеры. Результат этого известен – 6 признанных и одна полулегальная страна на месте крупнейшей в регионе державы, простиравшейся от Италии до Греции. Можем начинать делать ставки – сколько республик останется на месте Украины?
Не так давно я побывал в Скопье. Чудесный древний город – столица самой южной югославской республики Македонии – меня встретил недавно отстроенным терминалом несоразмерно большого и пустого аэропорта. Невольно поймал себя на ощущениях, созвучных восприятию донецкого аэропорта за несколько дней до начала его обстрела украинской армией в конце мая прошлого года. Встретившиеся мне советники македонского премьера Груевского, отставки которого уже два месяца требует на главной площади страны под американскими флагами оппозиция, заверяли в том, что «они договорились с Брюсселем» - стоит-де лишь провести честные досрочные выборы, немного поступиться мандатами в новом парламенте и новая каденция правления, считай, в кармане. Слушал их с плохо скрываемым чувством горькой иронии – ведь все это уже неоднократно повторялось и в Киеве, и в других столицах цветных революций. Тотальную идентичность технологий госпереворотов лишний раз подтверждал символ нового-старого движения «Отпор» - кулак, правда, теперь уже со звездой по контуру.
Так же, как и Югославия, вначале Украина будет делиться на макрорегионы – Новороссию (с Бессарабией), Слобожанщину, Большую Галичину (с Закарпатьем и Буковиной) и собственно историческую Малороссию (даже если кому-то это название так не нравится). Этот процесс может занять до 5 лет. Затем уже внутри новых образований начнет происходить дальнейшее внутреннее дробление – Закарпатье будет тяготеть к Венгрии, Буковина – к Румынии. Вскроется очевидное противостояние по линии Львов-Киев.
Неизбежность данного процесса обусловлена как стремлением к реальной децентрализации со стороны региональных элит (например, мэра Львова Андрея Садового), так и нежеланием более умирать за своих номинальных сограждан представителей других регионов (здесь стоит вспомнить про лидера антирейтинга по количеству мобилизованных на «АТО» украинцев – Львовскую область). Так что в любом случае – из Киева или с мест этот процесс уже стартует. И с децентрализацией «сверху» все может случиться так же, как и с евроинтеграцией по Януковичу. Если ты долго готовишь к чему-то собственное население, то рано или поздно это начинает сбываться просто потому, что люди успевают тебе поверить. И тогда из категории политических симулякров оно переходит в реальную жизнь иногда даже вопреки воле тех, кто это изначально придумал.
И наконец, нужно ли это России? Ответ очевиден, поскольку всякий вариант будет более приятен, чем существование у нас под боком одного злобного антироссийского режима, к тому же не признающего территориальную целостность Российской Федерации (в части Крыма). Конечно, встанет вопрос о необходимости выстраивания отношений с новыми субъектами. Но даже в случае с Галицией ответ на него придется искать в плоскости прикладных интересов. Невозможных в условиях продолжения политической антироссийской истерии «за едину Украину» в Киеве. Но об этом мы поговорим в следующий раз.