Вносимые поправки, по словам одного из авторов законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Александра ХИНШТЕЙНА, можно условно поделить на две части: с одной стороны, они «усиливают социальные гарантии и правовую защиту граждан от действий сотрудников полиции». С другой — «дают дополнительные полномочия сотрудникам полиции при исполнении своих служебных обязанностей».
— Над законом мы работали около двух лет, — рассказал «МК» Хинштейн. — С момента принятия полицейского законодательства мы постоянно его мониторили, чтобы определить, какие проблемы возникают при его реализации. Сегодня сотрудники полиции превратились в изгоев. Только в МВД в случае, если в отношении сотрудника возбуждается дело о должностном преступлении, его полицейские погоны являются дополнительным квалифицирующим признаком. То есть если на взятке поймали полицейского, он за это получит больше, если сотрудника СК, то для него никаких дополнительных отягощений нет.
Предлагаемыми поправками вводится понятие «презумпция доверия» к полицейским.
— Это декларативная норма, она не носит характер какой-то реабилитирующий или амнистирующий для сотрудника полиции, — поясняет Хинштейн. — Если он совершит противоправные действия, превысит полномочия, он в любом случае будет отвечать.
По словам депутата, «ни о какой репрессивной сути этого закона не может быть и речи».
— Говорить о том, что мы разрешаем сотрудникам стрелять на поражение в общественном месте в беременную женщину, — это большой перебор. Мы предлагаем освободить сотрудника от ответственности в случае, если он действовал в рамках закона. Представим себе ситуацию, когда сотрудники спецподразделения пошли на штурм квартиры, где засели преступники. Они выбивают дверь, чтобы войти внутрь, те оказывают сопротивление. Сотрудники кого-то ранят, кому-то ломают руку. За это они не будут нести ответственности, если действовали при исполнении и законно. Есть решение Пленума ВС 2012 года, где четко говорится о том, что, если сотрудник полиции находился при исполнении и действовал в полном соответствии с законом, за последствие этих действий он ответственности не несет. Отсылочно эти нормы есть сегодня и в трех статьях Уголовного кодекса. Мы же предлагаем просто прописать все это более четко. В законе приводится исчерпывающий перечень, когда сотрудник полиции может применить оружие в общественном месте. Только для пресечения или предотвращения теракта, для освобождения заложников и для отражения вооруженного группового нападения на объекты охраны. Во всех остальных случаях сотрудник полиции стрелять в общественном месте не может.
Что касается усиления правовой защиты граждан, то здесь, как пояснил Хинштейн, вводится обязательное для полицейского при задержании или применении силы разъяснение гражданину причины происходящего и его прав. Также расширяется круг лиц, которым можно будет позвонить: если раньше это были только близкие родственники, то предлагается расширить этот список любыми родственниками. В полномочия полиции добавляется и обязанность осуществлять розыск лиц, утративших связь со своими родственниками, и обязанность в течение суток извещать собственников земельных участков о проникновении на эти участки. Более четко прописывается и информирование собственников помещений, в которые происходит проникновение полиции.
— Мы решаем, наконец, и проблему с вытрезвителями, потому что сегодня сотрудники полиции не могут забирать с улицы пьяных. В права полиции мы добавляем право на доставление лиц, находящихся в беспомощном состоянии, в медучреждение для вытрезвления, — пояснил Хинштейн. — И еще: если сегодня МВД само проводит изучение общественного мнения, то мы прописываем, что оно должно только его организовывать, то есть привлекать реальные социологические организации.
Председатель комитета Госдумы по обороне Ирина ЯРОВАЯ также отметила:
— Применение оружия во всех случаях имеет строгую регламентацию, нарушение которой является преступлением. Необходимо отметить, что в трех ныне действующих федеральных законах такими полномочиями наделены таможня и ФСИН, хотя на передовой борьбы с преступностью находится МВД. Более того, уголовное законодательство уже предусматривает право на применение оружия при защите жизни здоровья независимо от субъекта посягательства.
Яровая уточнила, что при наличии законных оснований применения оружия «под исключение попадают женщины с явными признаками беременности» (сегодня запрещено стрелять в женщин вообще). Что же касается других женщин, у которых беременность не заметна, то здесь у Яровой такие соображения:
— Преступления совершаются не только мужчинами, но и женщинами, в том числе и особо опасные. В 2014 году всего 158 156 женщин совершили преступления. Из них 5849 особо тяжких, 22 881 тяжких. В том числе 1453 убийства, 5486 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. К сожалению, мы имеем факты участия женщин в грабежах (3148), разбоях (467), преступлениях террористической направленности (6 случаев, в том числе пособничество и захват заложников). Жертвами всех этих преступлений становятся ни в чем не повинные люди — независимо от пола и возраста. Поэтому в данном случае речь идет исключительно о мерах обеспечения безопасности общества, жизни и здоровья людей.
Полицейских планируют также наделить иными полномочиями при вторжении в частную жизнь. Они смогут досматривать граждан, их вещи и транспорт, если у них имеются основания полагать, что у граждан есть оружие, наркотики (сейчас это можно делать, если есть данные об этом). Также они смогут проникать на частные территории, если там скрылось лицо, еще не имеющее официального статуса подозреваемого или обвиняемого, но совершившее преступление на глазах сотрудника полиции. Вскрыть автомобиль можно будет для предотвращения уголовных преступлений, спасения жизни граждан (например, оставленного в машине ребенка), для обеспечения безопасности граждан при массовых беспорядках и при совершении административного правонарушения, если имеются основания полагать, что совершившее его лицо находится в состоянии опьянения.
Мнения правозащитников по поводу предложенных в Закон «О полиции» изменениях разделились. Так, председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон ЦВЕТКОВ инициативу поддерживает.
— Полностью одобряю внесение таких изменений. Сразу после принятия Закона «О полиции» я не раз говорил о том, что обязательно возникнут проблемы, связанные с положением полицейских, — говорит Цветков.
На вопрос, не дадут ли такие нововведения дополнительную почву для злоупотреблений и коррупции в полиции, он отвечает так:
— Все зависит от руководителя. Если руководитель не профессионал, а негодяй или случайный человек, то, конечно же, такими людьми он и будет себя окружать. Но если профессионал и у него есть задачи работать на определенные задачи — безопасность граждан, раскрытие и профилактику преступлений, то он, безусловно, будет окружать себя профессионалами. Нам нужно удержать тех профессионалов, которые есть в полиции, и набрать новых. И нужно избавиться от случайных людей и предателей. Но, поскольку процент их очень высок, нужно понимать, что за один, два, три года это не сделать. Нужно стремиться к тому, чтобы был конкурс на места в полицию. А сейчас пока в ряде регионов по ряду направлений нехватка кадров. Мы должны показать полицейским, что государству они нужны, государство в них нуждается.
А вот основатель соцсети Gulagu.net, член Совета Госдумы по развитию общественного контроля Владимир ОСЕЧКИН, напротив, считает внесенный законопроект опасным не только для общества, но и для государства.
— Это дорога в ад. Собственно, это снова попытка снизить ответственность сотрудников правоохранительных органов за применение насилия, расширить полномочия и основания для проведения обысков в машинах, квартирах, домах, расширение перечня случаев применять табельное оружие, в том числе в публичных местах. И если вдруг будет случайно убит гражданский человек — ребенок, женщина, старик, — за это нельзя будет привлечь никого из сотрудников к ответственности, потому что сотрудник напишет рапорт, в котором обоснует, что была угроза, он увидел, что человек запихнул руку в карман, а он понял, что тот собирался достать пистолет. Количество привлеченных сотрудников будет сокращаться, а количество пострадавших от произвола силовых органов гражданских лиц будет расти в обратной пропорции. Это крайне опасно, и никакой острой необходимости в принятии такого закона нет сегодня, когда страна успокоилась, на улицы никто не выходит. Я вижу, что за всеми этими законами стоит даже не желание сделать лучше сотрудникам правоохранительных органов, а считаю это результатом действий неких деструктивных сил, которые под видом усиления государственности хотят создать условия для возникновения резких социальных протестов, массовых волнений, которые могут закончиться государственным переворотом. Мы выступаем резко против принятия поправок в таком виде, проведем акцию протеста, донесем до депутатов свою позицию и будем надеяться на их здравомыслие.
Лина Панченко
А КАК У НИХ?
• В Соединенных Штатах Америки все права и обязанности сотрудников полиции определяются местными органами власти, которые по необходимости руководствуются решениями Верховного суда США. В некоторых штатах действуют «Билли о правах офицеров полиции», которые защищают правоохранителей от необоснованного преследования. По настоящим правилам, американский полицейский может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья. Однако любое применение оружия сразу влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.
• По земельным законам Германии, которые касаются работы полицейских и могут различаться между собой, сотрудники органов могут применять силу и вмешиваться в жизнь граждан, если на это есть веские основания — например, угроза безопасности людей.
• Если говорить о Великобритании, то там не так много инцидентов с применением насилия: полицейские вообще не носят огнестрельного оружия, за исключением вооруженных подразделений или во время операции по задержанию злоумышленника.
Игорь Субботин