Тем не менее во вторник вечером Минэнерго России заявило, что «Укрэнерго» оповестило ведомство о полном прекращении поставки электроэнергии в Крым с 0 часов 1 июля. Однако на следующий день электричество никуда не делось. Оказалось, что накануне дежурный диспетчер «Укрэнерго» получил от украинского предприятия «Энергорынок» суточный график нагрузок на 1 июля, где было зафиксировано отключение Крыма. В соответствии с инструкцией служащий сообщил об этом на полуостров, чтобы там подготовились. Теперь в «Укрэнерго» заявляют, что вообще не знают, откуда появился этот график. И не могут точно сказать, будут отключения или нет.
Несмотря на то что в среду перебоев с поставками не произошло, глава крымского минэнерго Сергей Егоров не стал исключать такую возможность в будущем. «Угроза всегда есть. Мы можем идти по улице, и кирпич на голову упадет», — заявил Егоров. Глава ведомства сообщил, что на данный момент совокупная мощность крымской генерации оставляет около 400 мегаватт. Еще около 150 МВт при хорошей погоде вырабатывают ветряные и солнечные электростанции. При этом общее энергопотребление Крыма составляет около 800 МВт. Егоров подтвердил, что в случае обесточивания полуострова ограничения подачи электроэнергии на объем 300 МВт неизбежны, но регион к подобным проблемам готов.
Если судить по словам министра, собственные энергетические мощности региона нисколько не изменились с прошлой зимы, когда Киев действительно отключил электричество. Первое тотальное отключение полуострова произошло 24 декабря 2014-го. В городах не работали даже светофоры и Интернет, не говоря уже об обесточенных школах и больницах.
Чтобы выйти из сложной ситуации, 30 декабря «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» подписали два годичных энергетических контракта. Первый предусматривал равномерный график поставок электричества на Украину объемом до 1500 МВт. А второй гарантировал, что часть поставок попадет в Крым.
Неизвестно, какие последствия ощутит на себе Украина, если решит разорвать этот договор, но вот полуострову точно придется несладко. Конечно, через несколько лет в регионе должны появиться новые ТЭЦ и Керченский мост, которые полностью решат проблему, но сейчас все эти объекты находятся на стадии проектирования.
Многие крымчане узнали о возможном «конце света» только утром в среду и к энергетической блокаде готовы не были.
— Мы с дочкой ложимся рано спать, около девяти вечера, — рассказала «МК» жительница Евпатории Виктория Долгушина. — О возможном отключении узнала только утром, когда включила телевизор. Было отрадно убедиться в том, что предупреждения не оправдались. Впрочем, по предыдущему опыту, как, например, в декабре прошлого года, веерных отключений нам вряд ли удастся избежать.
Подтвердил эту информацию и министр энергетики Егоров: «Дизельные генераторы не обеспечат жилые массивы светом, будут графики веерных отключений, — сказал он. — А социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения имеют свои дизельные генераторы и будут работать».
Пока дизельные генераторы — единственное спасение Крыма. В декабре 2014-го, после «тьмы», устроенной Крыму Киевом, премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении из бюджета более 2 миллиардов рублей на закупку дизель-генераторов для энергоснабжения Крыма. Не прошло и двух месяцев, как в феврале этого года глава комитета Государственного совета Крыма по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Петр Запорожец известил: из тысячи генераторов, завезенных в Крым для обеспечения его энергетической безопасности, девять были украдены, еще «116–118 оказались частными», из-за чего владельцы хотят получить за агрегаты деньги. Часть генераторов, по словам Запорожца, оказалась поставлена не в те районы, для которых они предназначались.
— Один генератор мы дали в Алушту, а он оказался в лесу в Белогорске, — возмутился депутат. Позже выяснилось, что без дизель-генератора осталась Красноперекопская центральная районная больница.
Почему через полтора года после воссоединения с Россией Крым все еще испытывает проблемы с энергетикой, «МК» узнал у зам. руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева:
— Сейчас в Крым из Московской области и Краснодарского края перебросили только мобильные энергетические станции, которые обычно страхуют сети во время пиковых нагрузок. Крыму еще предстоит строительство новых ТЭЦ и связь с энергосистемой России по Керченскому мосту.
— А нельзя протянуть кабель под водой?
— Для этого нужно купить оборудование, исследовать дно моря и так далее. К тому же Минэнерго запланировало, что кабель будет проходить по новому Керченскому мосту. Так как моста нет, то и кабеля нет. Надо понимать, что это непросто — несколько километров проводов, идущих из Краснодарского края в Крым. Необходимо изменять конфигурацию электросетей в обоих регионах. Например, сейчас основные высоковольтные линии передачи в Крыму идут с севера на юг, а надо, чтобы шли с востока на запад. Также нужно развить сетевую структуру и построить новые электростанции в Краснодарском крае. Он и сам не является энергоизбыточным регионом, а ведь должен будет питать Крым, который во время пиковых нагрузок может потреблять около 1200 МВт, из которых сам производит только 300–400 МВт.
В том числе поэтому кабель решили класть вместе со строительством Керченского моста. Во-первых, это снизит стоимость прокладки, а во-вторых, к моменту завершения строительства в 2017–2018 годах все изменения в электросети будут произведены. А пока крымчанам придется пожить в ситуации неопределенности.