Гуманитарная операция МЧС России в Приднестровье завершилась как раз накануне посещения Дмитрием Рогозиным Академии гражданской защиты, где и произошла встреча зампреда правительства со спасателями. О том, насколько важной была эта миссия, рассказал руководитель сводного спасательного отряда, спасатель международного класса Андрей Легошин.
- По сути речь шла о предотвращении чрезвычайной ситуации международного уровня, - отметил он.
Воздушно-канатная дорога в Приднестровье была построена еще в 1962 году. Её общая длина составляла 3762 метра, полкилометра из которых проходили над рекой Днестр, а еще часть в жилой зоне, прямо над домами местных жителей. Дорога давно пришла в аварийное состояние и вот-вот могла обрушиться. Чем бы это закончилось, страшно представить - один только пролет над Днестром, как подсчитали потом спасатели, весил 86 тонн.
Но не менее опасно было и демонтировать всю эту ветхую груду металла, зависшую над головами людей.
- Любое неверное действие могло привести к разрушению дороги, что привело бы к человеческим жертвам, - пояснил Легошин.
Сначала, по словам Легошина, всю канатку облетели на вертолете, тщательно обследовали и произвели детальную съемку всех участков, узлов и конструкций. После этого инженерная группа составила "полевой проект демонтажа". А отработать его было решено сначала на незаселённом участке.
Особую сложность представлял разбор дороги над домами города Рыбница. Людей нельзя было эвакуировать из жилой зоны, а электричество можно было отключить не более чем на пять часов.
- Из-за особого риска дорогу разбирали поэлементно вручную, - рассказал Легошин. - Схемы строповки и расстроповки составлялись ежедневно, спасатели применили весь арсенал альпинистских знаний и умений.
При этом жителей всего навсего просили не выходить из своих домов, а если они их и покидали, то только в том случае, если это были дома, над которыми непосредственно шла разборка.
Пролет дороги над Днестром было решено подорвать. Его разделили на шесть частей, каждая из которых весила по 17 тонн и обрушили в реку. Для того, чтобы обрушенные части легче было находить, спасатели придумали прикреплять к их краям тросы с буйками, которые потом всплывали на поверхность воды. Их подняли со дна при помощи вертолета и вывезли для для дальнейшей утилизации. По окончании демонтажа этого участка дороги, важно было оставить и закрепить крайние секции, чтобы обеспечить устойчивость опор и противовес оставшимся частям.
Ну, а когда все пролеты дороги сняли, осталось аккуратно уложить на землю опоры, каждая из которых весом от 15 до 19 тонн и высотой 25-30 метров. Причем, несколько опор стояли в жилых зонах.
Как отметил Андрей Легошин, никогда раньше такие объекты не демонтировались в такие сроки и такими силами - всего "активная" фаза операции длилась 65 суток, а приняли участие в ней только лишь 22 человека, 7 единиц техники и один вертолет.
- Это была уникальная по дерзости и высочайшему профессионализму операция, - подтвердил Дмитрий Рогозин, выслушав подробности. - Мы поддерживаем приднестровскую молдавскую республику, делаем все, чтобы она могла выжить в условиях экономической блокады, но для того, чтобы выполнить демонтаж дороги, туда нужно было доставить вертолет и технику. Представьте, что бы было сейчас, когда руководителем Одесской области стал Саакашвили. Да никогда бы они не пропустили туда наших спасателей. И высочайшая опасность нависла бы над головами приднестровцев.
Двоим участникам этой операции Рогозин присвоил звания заслуженного спасателя России и всем "за отвагу и самоотверженность" вручил в подарок наручные часы.
- Это не просто часы, - отметил вице премьер. - Они выполнены по специальному заказу из космического металла из которого делают ракету «Ангара».
- Каждая ЧС уникальна и каждая требует выдержки, профессионализма и спокойствия, - в свою очередь отметил глава МЧС Владимир Пучков. - Когда мы вникали в эту операцию, было задействовано огромное количество специалистов МЧС и я хочу выразить им огромную благодарность за это. За эту операцию не брался никто из иностранцев, или требовали огромное количество ресурсов. Наши ребята посмотрели, посчитали и выполнили поставленную задачу.
Между тем, на плацу академии спасатели развернули настоящую выставку своих последних разработок. Среди прочего вице-премьеру продемонстрировали гидробарьер.
Как рассказал «МК» начальник отдела пожарных машин и агрегатов ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ Дмитрий Мичудо, пока «гидробарьер» существует в единственном экземпляре, но вскоре его поставят на вооружение всех региональных центров МЧС.
- Это российская разработка. Аэромобильный пожарно-спасательный комплекс может использоваться для защиты во время различных гидрологически опасных явлений. Комплекс состоит из автомобиля разведки, и автомобиля-базы, укомплектованного водоналивными дамбами. Если все их совместить, длина защитного сооружения будет 200 метров, это базовая комплектация, дополнительно можно подвозить сколько угодно секций и длина может увеличиваться. У комплекса также есть жилой модуль, позволяющий автономно жить боевому расчету из восьми человек. В условиях наводнения комплекс может перегораживать и отводить потоки воды в нужном направлении. В Сочи, например, можно было бы оградить от потоков воды аэропорт, вокзал. А в пожароопасный период гидробарьер может использоваться как искусственный водоем с запасом воды.