«Очень часто вносится в Госдуму большой законопроект с ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», в котором, как в братской могиле, лежат изменения в множество законов, в том числе в УК. А еще очень часто ко второму чтению в законопроекты вносятся поправки, в том числе и в УК, весьма приблизительно подходящие под концепцию», — сказал с трибуны г-н Крашенинников.
Это приводит к «несистемной, фрагментарной» правке УК и УПК, говорится в пояснительной записке к документу: профильный комитет лишь в последний момент узнаёт, что, к примеру, в законопроекте о внесении изменений в Воздушный кодекс, которым занимается Комитет по транспорту, вдруг «нарисовалась» поправка о новой статье в УК!
Принимаемые таким образом законы «могут создать угрозу ущемления прав, свобод и законных интересов граждан и организаций», считают в Комитете по законодательству.
Дело в том, что законопроекты, предлагающие переписать УК, парламент даже не вправе принять к рассмотрению без заключения Верховного суда и правительства.
А если поправка в УК вписывается в законопроект, который первоначально ничего подобного не предполагал, во втором чтении? Официального заключения ВС на нее не получают! Про правительство промолчим: как раз министерства и ведомства и являются неутомимыми творцами законодательных «братских могил». Особенно грешат этим правоохранительные структуры, внося поправки через «своих» депутатов...
Один из недавних примеров — закон об амнистии капиталов. Писало его правительство в мучениях, борениях и спорах. При внесении в Госдуму никаких поправок в УК и УПК документ не предлагал и на заключение в Верховный суд не поступал. Между первым и вторым чтениями прошла всего неделя. А в итоге в тексте оказались поправки и в УК, и в УПК!
Это касается всех, потому что внесение изменений в уголовное законодательство в последние годы стало чуть ли не главным способом реагирования власти на любые проблемы. Если до 2007 года к принятому в 1996-м Уголовному кодексу относились с некоторым пиететом, то потом пошло-поехало...
Особенно быстро поехало с 2009 года: не менее 10 законов, переписывающих УК, вступало в силу ежегодно. Некоторые принимались в рамках т.н. «либерализации» уголовного законодательства, предпринятой тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Большая часть из них уже успешно отменена, для чего опять пришлось принимать законы.
Но рекордными стали 2013 и 2014 годы, годы «закручивания гаек»: вступили в силу 22 и 23 закона о внесении изменений соответственно. В 2015 году картина едва ли изменится в лучшую сторону: на 30 июня только вступивших в силу законов о внесении изменений в УК — 7. 1 июля вступит в силу еще один — об уголовной ответственности за рецидив при управлении автомобилем в пьяном виде...
Но уголовная ответственность — это серьезно. Не говоря о прелестях отбывания наказания, она часто влечет за собой поражение в пассивном избирательном праве до снятия судимости и много лет после, запрет на профессию на несколько лет, лишение специальных прав, административный надзор.
Остается подождать до конца недели, чтобы понять, насколько велика готовность депутатов аккуратнее обращаться с УК.
С 1996 года в кодексе появилось 92 новые статьи. 92 совершенно новых состава преступления.
Если не принять срочных мер, скоро они напишут статью для каждого. И друг для друга тоже.