Лейтмотивом заседания ожидаемо стала увязка научно-технического развития страны с современными геополитическими вызовами. Военная колонизация, напомнил директор Курчатовского института Михаил Ковальчук сменилась сегодня технологическим порабощением. И России в этих условиях хочешь-не хочешь придется продвигать свои интересы.
— Все страны защищают свои интересы и мы, безусловно, должны быть готовы к внешней конкуренции, — развил идею Путин. — Но никакой технической автаркии: самоизоляция приведет к нашему отставанию. А вот если мы сможем предложить на внешнем рынке свои технологии, тогда мы будем гарантированы от рисков и с нами будут говорить на равных!
Правда, научные исследования требуют средств, а их в условиях санкций и обостренного ими кризиса в стране немного. Значит выход один: выбор приоритетов, которых, по словам Путина, «будет немного, но финансирование этих направлений будет в полном объеме. А вот от неэффективных структур надо избавляться. Вчера в узком, можно сказать, семейном кругу, мы уже обсуждали эту возможность».
Правда, договориться о приоритетах будет непросто: на заседании совета представитель каждого направления продвигал в качестве объекта будущей господдержки свое: фундаментальщики — фундаментальную науку, прикладники — прикладную, технари — естественно научные направления, гуманитарии — гуманитарный цикл и т.д. Между тем, цена ошибки в научной политике очень высока, напомнил Путину глава РАН Владимир Фортов:
— Как известно, Наполеон отверг идею строительства парового флота вместо парусного, а в итоге отправился на остров Святой Елены как раз на пароходе.
Напугать этим историческим примером ВВП академику не удалось. Возможно, потому, что по расчетам ИМЭМО РАН в обозримый период ископаемые топлива, составляющее главное богатство России, останутся основой экономики: к 2040 году они составят 70% (сегодня — 82%), а на 2035 год придется пик спроса на сырую нефть, заверил директор института ИМЭМО Александр Дынкин.
А вот сообщение ректора МГУ Виктора Садовничего о том, что за 10 лет в США из России уехали 16 тысяч докторов наук в то время как в России их осталось 28 тысяч, а в Великобританию ежегодно уезжают на учебу по 30 тысяч человек и многие не возвращаются, явно задело Путина за живое:
— Так называемые иностранные фонды — сетевые организации — под видом талантливой молодежи буквально шарят по нашим школам и высасывают таланты, как пылесосом, — нахмурился он.
Впрочем, рецептов борьбы с этим «злом» ВВП не озвучил, сконцентрировавшись на выборе научных приоритетов для господдержки:
— Сама жизнь в свое время определила атомный проект как залог выживания страны сегодня. А сегодня трудно определить приоритет даже в связи с обеспечением обороноспособности страны. Сегодня мы делаем лишь первый подход к снаряду.
Решить эту головоломку должна решить стратегия развития науки на долгосрочный период, поручение по подготовке которой дал Путин.
После ученых в Кремле у Путина собрались члены правительства. И то, что сообщил министр финансов Антон Силуанов, в известной мере ставит под вопрос все, о чем говорилось на Совете: «Доходы падают — в 2016 году они снизятся на 1,8 трлн., а в 2017 — 1.6 трлн. рублей. В 2016 году ожидаемый дефицит бюджета составит 2,4% ВВП. Выйти на минимальный дефицит в 0,7% ВВП мы ожидаем к 2018 году. Будем повышать эффективность расходов и определять приоритеты».