Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий:
— У старых оппозиционных политиков нет никаких шансов составить конкуренцию Путину просто потому, что они не ставят перед собой такой цели. Идя на президентские выборы из раза в раз, они преследуют совершенно другие цели. На этот раз Явлинский, поучаствовав в президентской гонке, хочет реанимировать «Яблоко». А без Жириновского не существует ЛДПР, и он обязан участвовать во всем в чем только можно, чтобы партия не рассыпалась.
Модернистская часть общества, может быть, и готова проголосовать за Явлинского. Но это максимум 10% избирателей, да и то при условии, что он будет единственным на этом фланге, все объединятся вокруг него и решат пойти голосовать.
За Жириновского традиционно голосуют чуть больше 5%, но это шутка избирателя, потому что я не видел ни одного человека, который мог бы всерьез представить себе его главой государства.
«Справедливая Россия» исторгла из своих рядов всех ярких личностей, и там голосовать просто не за кого. Избиратель компартии постепенно уходит в силу возраста. Новый, более энергичный лидер КПРФ мог бы привлечь и нового молодого избирателя, но в компартии не принято менять генсеков при жизни.
У нас нет альтернативного Путину политика, который бы олицетворял не узкий идеологический сектор, а был бы готов объединить массы. Если бы выборы произошли сегодня, то все альтернативные кандидаты вместе не добрались бы и до 20% в сумме.
Если выборы пройдут досрочно, а сейчас идет дискуссия о том, чтобы их перенести на 2016 год, то Путин побеждает с оглушающим преимуществом. Если они пройдут в срок, то ситуация может измениться — и победа будет более трудной.
Георгий САТАРОВ, бывший советник Президента России, президент фонда «ИНДЕМ»:
— У старой гвардии так называемых оппозиционных политиков уже давно нет никакого шанса поспорить с Путиным. И они, и Путин обладают одним фундаментальным качеством: надоели. И не может один надоевший кандидат победить другого надоевшего. Да и, кроме того, в последнее десятилетие Путин побеждает не в той игре, которая называется «выборы». Он просто побеждает, и все. Я не обсуждаю честность подсчета голосов, но победитель кампании определяется заранее, когда раскладывается пасьянс из кандидатов.
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы:
— У Жириновского нет ни желания, ни шансов набрать много голосов. Он просто поучаствует в очередном спектакле в качестве способного и старательного исполнителя роли второго плана. Явлинский может показать какой-то достойный результат, если будет единственным представителем демократического фланга. Но вообще-то сейчас победить Путина невозможно, если только он не захочет уйти сам. Но в этом случае он назначит преемника, который одержит победу на президентских выборах. Оппозиция сама виновата в том, что у нее нет авторитета и шансов на успех. Она ведет себя пассивно, не оппонирует власти, а фактически ее во всем поддерживает.
Антон ОРЛОВ, член совета директоров Института анализа политической инфраструктуры:
— Посмотрите линейку президентских выборов в России — всегда примерно одни и те же лица, а если и происходят изменения, то декоративные, больше для галочки. У рядовых избирателей начинает складываться ощущение, что они смотрят многосерийный фильм про мушкетеров: 10, 20, а скоро и 30 лет спустя. При этом конец заранее известен. Это вовсе не остросюжетная франшиза в отличие от бондианы. Поэтому ставить вопрос о конкуренции Путину со стороны традиционных исполнителей ролей второго плана в этом кино просто смешно. Они и не могут, и не хотят менять амплуа.
Партийных лидеров, уже заявивших о своем намерении баллотироваться в президенты, интересует не результат — процесс. Никто из них не хочет тратить колоссальные суммы на кампанию, заранее зная о результате. Но и проигнорировать президентские выборы нельзя, иначе вылетишь из обоймы исполнителей в политическом сериале.
— Какова вероятность того, что к ближайшим президентским выборам появятся новые лица, способные бросить перчатку Путину и добиться успеха? Может неожиданный успешный «соискатель трона» выскочить как черт из табакерки?
Игорь БУНИН: «Невозможно стать президентом, если ты раньше не был известным политиком. Твоя предыдущая работа на политической поляне должна подтверждать избирателю твое право на власть. И вообще стать президентом — это очень сложная спецоперация: нужны большие деньги, большое влияние на СМИ, своя структура, включающая огромное количество агитаторов по всей стране. И еще оппозиционному кандидату, который идет на выборы не понарошку, а всерьез, нужна храбрость, ведь политическая борьба — самая жестокая из всех видов единоборств.
Из относительно новых лиц в политике все эти качества есть у Навального, но он участвовать в выборах не может из-за того, что осужден.
Досрочно или в срок, но мы увидим выборы, очень похожие на тройку предыдущих. Формальное мероприятие с очевидным финалом».
Георгий САТАРОВ: «В силу естественных законов природы, точно так же, как каждой весной на деревьях появляются новые листики, у нас появятся и новые политики. Но я не уверен в том, что это произойдет перед ближайшими президентскими выборами, особенно если они будут досрочными.
Есть теория о том, что выиграть президентские выборы может только человек, который уже давно известен и имеет опыт во власти. Но практика показывает, что это совершенно необязательно. История знает массу примеров, когда человек приходил на трон «ниоткуда». Насколько стремительным может быть взлет неожиданного нового политика, показал один пример. Чуть больше 15 лет назад выскочил как черт из табакерки один практически никому не знакомый человек, который с тех пор пор руководит нашей страной.
Но смена власти происходит не тогда, когда какой-то неожиданный человек влезет на броневик или пообещает по телевизору «мочить в сортире» врага. Она происходит тогда, когда этого хочет общество. Пока смена власти не очень нужна обществу. Проблема новых лиц в политике — это не отсутствие предложения, а отсутствие спроса».
Антон ОРЛОВ: «Молодые политики появятся. Почти не сомневаюсь, что уже на ближайших выборах президента мы станем свидетелями появления новых личностей с сильным характером и значительным электоральным потенциалом. Но они не будут претендовать на победу, а используют кампанию как тренировку, полигон для оценки собственных сил и приобретения опыта. Кто-то из этих кандидатов уже через один избирательный цикл заменит в президентском кресле Владимира Путина.
Но их победы — только в будущем. Несмотря на имеющиеся у населения претензии к внутренней политике, то есть к правительству, к внешней политике государства, за которую отвечает президент Путин, претензий нет. По крайней мере у большинства граждан России.
Более того, социология показывает, что на сегодняшний день в сознании избирателей сложилось мнение: Владимир Путин — это единственный в стране человек, который может эффективно противостоять зарвавшемуся и нападающему на нас Западу. В лице президента россияне чувствуют ту самую защиту от внешней угрозы, стену, за которой не страшно».
Оксана ДМИТРИЕВА: «Альтернативный кандидат в президенты не может взяться из воздуха. За ним должна стоять мощная партия, как минимум вторая по авторитету в стране. А сейчас у нас второй партии просто нет, все, кроме «Единой России», — только аутсайдеры. Дело не в личностях, а в том, что если в стране нет двухпартийной системы, то оппозиция нигде и никогда не будет побеждать».
— Оксана Генриховна, вы ушли из «Справедливой России» и строите новую партию. У вас лично есть президентские амбиции?
— Президентских амбиций нет. Строительство серьезной партии — дело очень долгое, и к ближайшим президентским выборам, когда бы они ни состоялись — досрочно или в срок, мы не успеем выдвинуть кандидата, который может стать реальным конкурентом Путину и партии власти. Нам нужен еще минимум один цикл. А на ближайших президентских выборах смена лидера может произойти только в случае, если будет проведена «операция «Преемник».