«Было принято решение разблокировать эти счета, которые оказались действующими счетами дипломатических учреждений. Все остальное также будет разморожено», – цитирует Le Monde слова официального представителя бельгийского МИД Хенрика Ван де Вельде. По словам дипломата, министерство иностранных дел королевства сыграло роль «посредника между судебными приставами, которые заморозили российские активы, и кредиторами», чтобы оставить неприкосновенными активы диппредставительств.
По Венской конвенции о дипломатических сношениях, имущество и тем более счета дипломатических миссий сохраняют неприкосновенность для властей страны пребывания, однако, как выяснилось, национальное законодательство Бельгии разрешает подобные аресты. Глава МИД королевства Рейндерс уже пообещал, что в юридическую систему страны будут внесены соответствующие изменения для соответствия международным нормам. «Мы рассказали российским коллегам, что произошло, – заявил министр в интервью RTBF. – Уже какое-то время я беседую с министром юстиции, пытаясь выяснить, нельзя ли изменить законодательство, чтобы запретить арест счетов, которые принадлежат посольствам. Впрочем, и [Венская] конвенция ООН говорит о том же».
О том, что власти Бельгии приступили к арестам российских активов, стало известно в четверг, 18 июня, однако бельгийская Soir утверждает, что судебные приставы начали работу в этом направлении еще две недели назад. Также стало известно об арестах российских активов во Франции, хотя сообщения о том, что конкретно «приглянулось» местным судебным приставам, были противоречивы. Как неоднократно отмечалось, такие шаги властей Франции и Бельгии связаны с решением от 2014 года третейского суда в Гааге присудить экс-акционерам ЮКОС компенсацию в размере 50 миллиардов долларов. Ответчиком в данном случае выступили власти России.
Директор одной из компаний, представляющих интересы бывших акционеров ЮКОСа, Тим Осборн заявил Би-би-си, что аналогичных мер его организация добивается также в Америке и Великобритании. Правда, по словам юриста, правовая система этих стран позволит властям России оттянуть аресты имущества на длительное время. Возможно, речь идет не об одном годе. «На определенном этапе мы присмотримся и к государственным компаниям тоже», - также пригрозил Осборн.