В ожидании выступления российского президента участники форума в буквальном смысле слова штурмовали зал. По сравнению с прошлым годом количество мест в нем увеличили, но все равно на всех не хватило. Владельцы красных бэджей готовы были растерзать обладателей желтых карточек: к моменту начала пленарного заседания в их секторе еще оставались свободные стулья, но доблестные сотрудники службы безопасности "чужих" не пропускали. "Мы, между прочим, генеральные спонсоры!" - в голос возмущалась холеная дама. "А мы заплатили, чтобы сюда попасть, лишние 60 тысяч рублей. Могли бы сейчас спокойно сидеть перед телевизором и пить чай!" - вторили ей представительные мужчины в пиджаках Brioni. Однако их жалобы ни к чему не привели: к моменту появления на сцене Владимира Путина человек 50 по-прежнему продолжали стоять в проходах.
Президент должен был выступать на фоне внушительной панорамы северной столицы: картина за его спиной охватывала пространство от Зимнего дворца до Растральной колонны. ВВП сразу пояснил, что это не случайно: Петербург - "символ открытости России, ее намерения сотрудничать со всеми странами и вместе идти вперед".
Хотя в Кремле опровергали утечку "Блумберга" об основных тезисах речи президента, надо сказать, что на самом деле источники агентства оказались недалеки от истины. Путин никого не критиковал: его речь, действительно, была политически нейтральной и не содержала никаких громких заявлений, в том числе о необходимости серьезных структурных реформ. В какой-то момент стало вообще не понятно, к кому обращается докладчик.
О том, как Россия собирается выстраивать дальнейшие отношения с западными партнерами в условиях продления санкций, президент не сказал практически ни слова. Зато долго рассказывал о запасах золотовалютного и резервного фондов, успехах отечественной мясо-молочной промышленности, а также поддержке малого и среднего бизнеса.
Он напомнил, что российское правительство уже приняло конкретные шаги по либерализации налогового законодательства. Ставки не будут меняться в течение 4 лет вне зависимости от внешней и внутренней конъюнктуры. А капиталы, возвращающиеся из-за границы, не попадут под налогообложение. В целом "Блумберг" отказался прав: Путин подтвердил, что пик кризиса пройден, а трудности только сплотили страну. "Мы уверенно проходим через полосу трудностей за счет того, что экономика России в предыдущие годы накопила внутренний запас прочности", - подчеркнул он. По правде сказать, речь ВВП не вызвала особого отклика в зале. Некоторые участники недоуменно переглядывались. А сидящий рядом со мной французский бизнес-консультант в момент рассказа о необходимости дуального образования и вовсе заснул.
Модератор пленарного заседания Чарльз Роуз попытался расшевелить аудиторию, переведя дискуссию в политическую плоскость. Он начал с вопросов о ситуации на Украине, но и тут российский президент не сообщил ничего нового, отметив, что Россия ждет выполнения Минских соглашений - в них перечислены все шаги, необходимые для стабилизации. Это во-первых, проведение конституционной реформы, во-вторых - имплементация уже принятого закона об особом статусе ДНР и ЛНР и, в-третьих, организация местных выборов. Ну а главное - надо, наконец, наладить прямой диалог между Киевом и Донбассом. Без этого ничего не получится. Тогда господин Роуз решил зайти с другой стороны и поинтересовался: в чем проблема отношений между Россией и США?
- В навязывании стандартов и решений, - оживился Путин, - Позвольте нам самим определить наши интересы и потребности, исходя из нашей истории. Лозунг "Кто не с нами, тот против нас" - разве это диалог? Это ультиматум! Не надо с нами разговаривать языком ультиматумов.
- То есть вы хотите, чтобы ваше мнение уважали? - уточнил Роуз.
- А это что, какой-то эксклюзив? Разве кому-то хочется, чтобы в него плевали? - в тон ему ответил ВВП.
Внешнеполитическая риторика Путина оказалась созвучна выступлению греческого премьера Алексиса Ципраса - одного из самых долгожданных гостей питерского форума. Понимая, что большая часть аудитории по-прежнему недоумевает, почему он находится здесь, а не в Брюсселе, где решается судьба Греции как части еврозоны, Ципрас сразу пояснил, что современный мир является многополярным. И Россия играет в нем не меньшую роль, чем Европа и США. "Да, мы сейчас находимся в эпицентре тайфуна, но мы морской народ и не боимся выходить в новые моря, чтобы прийти в еще более безопасный порт", - заявил Ципрас.
По его словам, имеющиеся проблемы - это проблемы не только Греции, но и всего Евросоюза.
- Конечно, если вы кому-то должны, то это уже не ваша проблема, а ваших кредиторов, - подколол коллегу Путин.
Впрочем, в критике политики Евросоюза Ципрус оказался далеко не одинок. Его охотно поддержали другие западные политики, принявшие участие в специальном заседании "Валдайского клуба" (Россию на нем представлял первый вице-премьер Игорь Шувалов). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон, бывший президент Чехии Вацлав Клаус и отставной министр иностранных дел Италии Франко Фраттини по-разному и очень эмоционально говорили об одном и том же: Россию нельзя оставлять в политической изоляции, нужно искать точки соприкосновения и не мешать развитию экономических связей.
"Сталин разговаривал с де Голлем. По какой же причине Европа сейчас не хочет разговаривать с Путиным? Это абсурдно!" - восклицал г-н Фийон. Экс-президент Клаус признался, что современный мир становится все больше похож на утопию Оруэлла "1984": взамен коммунизма, навязываемого СССР, Чехия и другие восточно-европейские страны получили современный социализм - систему, которая очень далека от принципов свободного рынка и идеалов пан-европейской демократии. "Международное сообщество не может находиться под контролем только одного центра, - поддержал чеха (а вместе с ним и Владимира Путина) Фрасуа Фийон, - нельзя допустить ситуации, чтобы только США решали все проблемы, тем более, что они уже обломали зубы в Афганистане и в Ираке".
Однако наиболее ярким выступлением отличился бывший глава МИДа Италии Франко Форетти. "Мне стыдно за своих коллег! - честно признался он, - Впервые в истории Евросоюза такое важное решение, как продление санкций, было принято 28 послами вместо политической дискуссии на уровне министров иностранных дел". "Это все потому, что в современной Европе нет сильных политических лидеров!" - с сожалением добавил он. Игорь Шувалов подарил журналистам одну из самых ярких цитат форума, сравнив западные санкции с мороженым. Если в прошлом году оно было, что называется "с лотка", то сейчас "полежало на солнце и растекается". Он выразил мнение, что денежные потоки сопоставимы с природными, а вода, как известно, "дырочку найдет". "Капитал не обманешь, бизнес все равно будет требовать взаимодействия с Россией и создания общего экономического пространства", - на оптимистической ноте резюмировал Шувалов .