Украина: за месяц до войны

Минский раунд выигран Россией. Теперь проиграет тот, кто первым дернется

В середине июля пройдет очередной Рубикон, отделяющий хрупкий мир от войны на Донбассе. Согласно Минским соглашениям и последним заявлениям Порошенко, Верховная Рада Украины до окончания весенней сессии должна конституционным большинством голосов принять изменения в Конституцию, включающие в себя автономию для Донбасса. Однако с каждым днем становится все очевиднее — если это и произойдет, то не при этом парламенте. «Партия войны» даром что давно уже не имеет былой поддержки среди рядовых украинцев, вряд ли проголосует за автономию для одного из регионов «единой Украины». Ведь в этом случае возникнет резонный вопрос — почему Донбассу можно, а Одессе нельзя? Жаль, украинские «заединщики» никак не хотят понять — единая Украина без кавычек возможна только как федерация.

Минский раунд выигран Россией. Теперь проиграет тот, кто первым дернется

тестовый баннер под заглавное изображение

Замедление темпа исторических событий на Украине, резко ускорившихся после государственного переворота в феврале 2014-го, пробудило вновь дискуссию о смыслах российской политики в Незалежной. Бюрократическая формальность очередных донецких предложений Киеву, отталкивающаяся от ныне действующих украинских законов, признающих пока что Крым за Украиной, вызвала очередную бурю в стакане московской воды. Между тем давно очевидно: как бы там ни было, на сей раз Россия не только уже никогда не признает Крым чужим, но и будет влиять на изменение государственного устройства бывшей Украины до тех пор, пока та как минимум не проведет федерализацию и не согласится с итогами крымского референдума марта 2014-го. А до тех пор Москва может проводить политику, направленную на изменение государственного устройства, признаваемых границ и, как результат, — на переучреждение Украины. Некоторые горячие головы употребили бы слово «демонтаж», но это не вполне корректно: в любом случае на месте нынешней Украины будет продолжать находиться в определенной степени независимое государственное образование (или сообщество таковых), ответственность соседства с которым(и) будет нести в том числе Российская Федерация.

Некоторые эксперты считают возможным сегодня говорить о «размене» признания Западом Крыма как части РФ на смягчение позиции по Донбассу. Думаю, это совершенно неактуально. Позиция Запада, не только анонсировавшего, но и реализовавшего с невероятной быстротой весь планируемый перечень санкционных угроз, развязали Владимиру Путину руки в значительно большей степени, чем можно было предположить до того. Российский лидер против своей воли оказался главным героем рассказа Артура Кларка, в котором осужденный и отбывший срок за несовершенные преступления человек после восстановления справедливости получает право «убивать убийц, пытать палачей и предавать предателей», как говорил другой герой уже из Стругацких. На то, как геополитический Запад во главе с США ополчился на Россию в связи с Крымом, мы получили гигантское пространство для ответа. Вопрос в том, будет ли (и как) оно использовано?

А может, наоборот, в фирменной путинской стилистике допустить асимметричность реакций? И вместо ответного ужесточения политики контрсанкций предложить в одностороннем порядке ввести со следующего года краткосрочный безвизовый режим с РФ (от 3 до 5 дней), как это предлагает философ Олег Матвейчев, только для граждан тех стран Евросоюза, которые выступают против санкций. Греки, итальянцы, чехи, словаки, венгры и киприоты вполне могли бы совершать короткие поездки в Россию без виз, и ничего, что это нарушает священный для нашей дипломатии принцип взаимности! Китай уже с этого года ввел транзитный безвизовый режим на 3 дня для граждан России, путешествующих через Пекин, — это нормальная практика любой крупной державы, желающей по-новому открыться миру путем развития гражданских коммуникаций. Не стоит больше бояться менять правила. А отношения с Европой нам нужно строить по принципу разделения индивидуальных отношений к странам ЕС в зависимости от степени их сговорчивости.

Реакция внимательных коллег, не пропустивших мимо глаз украиноцентричную ошибку (осознанную ли?) властей ДНР в вопросе признания Крыма за Украиной, дала прекрасный повод в очередной раз продемонстрировать миру, и Киеву в частности, что Донецк готов закрыть глаза на любые формальности ради реализации Минских соглашений. В конце концов какое отношение ДНР имеет к территориальной принадлежности Крыма? Таким образом, и говорить за 9-й федеральный округ РФ Пушилин с Захарченко уж никак не могут. Вообще Минские соглашения заключались не ради возвращения Донбасса в состав Украины. Помимо очевидного желания прекратить массовые убийства граждан Донбасса заключение мирных договоренностей имело одну политическую цель — институализацию российского присутствия в регионе. Поэтому сегодня, когда обстрелы Донецка происходят все чаще, чувствуя шаткость этого мира, необходимо думать над перезагрузкой Минска и его результатов. Недаром Владимир Путин в очередной раз заявил на встрече с финским лидером, что «альтернативы Минску нет», понимая, что под словом «нет» скрывается слово «война». Ведь результатами Минских переговоров Москва объективно переиграла Киев, и это не стоит недооценивать. ОБСЕ свидетель: за прошедшие 5 месяцев с момента перемирия безусловное выполнение февральских договоренностей со стороны Луганска и Донецка постоянно натыкалось на молчаливо-агрессивный их саботаж Киевом. Порошенко, чувствуя поначалу соподчиненность своей позиции настоящим кураторам «карательных батальонов», автономно проводящим собственную АТО, постепенно стал заменять не подчиняющихся приказам командиров и их спонсоров. По-украински непоследовательно этот процесс остановился после политической зачистки Коломойского и его людей, вплоть до Одессы. Саакашвили, вокруг назначения которого наделали столько шума, на первом этапе оказался всего лишь наименее простым вариантом замены человека Коломойского на посту одесского губернатора. И это также показательно — интересно, начальниками каких районов в каких еще американских директориях окажутся спустя 10 лет Яценюк с Наливайченко, которым, как и Михо, аннулируют американскую визу их бывшие кураторы?

На сегодняшний день от замены наемников военнослужащими ВСУ ситуация на передовой, увы, не улучшилась. Обстрелы пригородов Донецка продолжаются и только нарастают. Означает ли это безусловное продолжение войны с автоматическим переводом ее на новый уровень? На мой взгляд, нет. Нам всем надо честно себе признаться в том, что безальтернативность большой войны — не лучший путь. Пугающая закономерность эскалации ситуации на Донбассе и в Приднестровье настораживает, но не лишает нас всех мирных перспектив. Но даже если продолжение войны будет спровоцировано, это вовсе не отменит результатов, достигнутых в Минске. Время для «киевских операций» прошло год назад. Теперь нас ждет испытание выдержкой, в котором проиграет тот, кто первым дернется.

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру