- Избирательная гонка еще не началась, поэтому в прессе и на телевидении фигурируют только лидеры парламентских партий, которым законом дан равный доступ к эфиру. Отсюда удручающие результаты новых партий — менее 2% за всех. Их просто нет в эфире. Но перед выборами активные партии получат шанс переломить ситуацию. - сказал «МК» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. - Слабые результаты парламентских партий тоже понятны. «Единая Россия», хотя и возглавляется формально Медведевым, но на самом деле у всех ассоциируется с Путиным. Голосование за «Единую Россию» - это на самом деле — голосование за Путина, который сплотил вокруг себя россиян в результате крымской операции. Есть граждане, несогласные с Путиным, но отдать свои предпочтения другим парламентским партиям они не могут потому, что Зюганов, Жириновский и Миронов тоже поддерживают Путина. И не очень понятно, зачем такая оппозиция вообще нужна. А другой оппозиции просто пока никто не знает. Но перед выборами наверняка какая-то новая сила выпрыгнет, как черт из табакерки, и стремительно наберет популярность у протестного электората, как это сделали «Справедливая Россия» в 2011 году, Прохоров в 2012-ом и Навальный в 2013-ом. Как только появится реальная альтернатива власти — появится и избиратель, который бросится за нее голосовать.
- На мой взгляд, результаты, опубликованные ВЦИОМ, не имеют ничего общего с реальностью. И это - мягко говоря. Лично у меня попытка ведущих социологов страны представить «Единую Россию» безоговорочным лидером общественного мнения вызывает гомерический хохот, ведь совершенно очевидно, что антирейтинг этой партии еще выше, - сказал «МК» член Совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Антон Орлов. - Среди ваших знакомых есть люди, которые бы признавались в симпатиях к этой партии? Попробуйте поискать.
Другое дело, что и остальные парламентские партии успели себя дискредитировать, неоднократно демонстрируя свою лояльность власти по поводу и без него. Да и активность следственных органов, развернутая почему-то в основном по отношению к оппозиционным депутатам, выступает как барьер, искусственно сдерживающий электоральный потенциал оппозиции.
Во всех партиях, представленных в парламенте, есть достойные, яркие и принципиальные люди, способные за собой повести людей. Но партийная дисциплина и сегодняшние правила игры не позволяют по-настоящему харизматичным личностям формировать повестку дня. В случае чрезмерной активности они, при хорошем раскладе, получают внушение, при плохом – становятся изгоями в своих фракциях или подсудимыми. А когда лояльность и договороспособность являются более важными качествами, чем принципиальность и харизматичность, то откуда взяться популярности у избирателей?
Если же говорить о мотивах публикации таких данных социологических исследования, то я думаю, что здесь происходит попытка одним выстрелом убить сразу несколько зайцев: продемонстрировать единство населения в поддержке курса действующей власти, послать сигналы политическим и бизнес-элитам о том, какими, скорее всего, будут контуры следующего парламента, и заранее начать готовить общественное мнение к тому, что результаты следующих выборов будут не сильно отличаться от предыдущих.
За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России? (опрос ВЦИОМ)
«Единая Россия» 58,2%
КПРФ 5,7%
ЛДПР 5,3%
«Справедливая Россия» 3,8%
Любая другая партия 1,9%
Не буду голосовать, испорчу бюллетень 0,9%
Не пойду на выборы 17%
Затрудняюсь ответить 7,3%