Итоги саммита «Большой семерки»: санкции, борьба с исламизмом и выбросом парниковых газов

Барак Обама признал: стратегии борьбы с джихадистами у США нет

Находясь на саммите «Большой семерки» в Баварских Альпах, президент США Барак Обама сделал шутливое замечание о том, что он хотел бы остаться в городке Крюне, где очень изысканное пиво. Конечно, Обама шутил. Он хотел бы, чтобы в замке-отеле, где заседала G-7, обсуждалось не только баварское пиво, а чтобы в повестке дня значились как основные те вопросы, которые по его мнению, должны составить суть его президентства, т.е. проблемы международной торговли и климата планеты. Однако не получилось. Злоба дня заняла почти все время саммита.

Барак Обама признал: стратегии борьбы с джихадистами у США нет
Фото: twitter.com/g7

Формально Обама покинул 8 июня, в понедельник, саммит, получив от европейских лидеров обещание уменьшить глобальную эмиссию парниковых газов и, наоборот, увеличить усилия по распространению мировой торговли. Однако тень, которую отбрасывали Баварские Альпы на роскошный отель, пала и на повестку дня саммита. На пресс-конференции после его окончания Обама признал, что необходимо усилить обучение иракских вооруженных сил, чтобы остановить наступление исламистов. Он сказал, что поручил Пентагону подготовить соответствующий план (значит его не было!): «Мы до сих пор не имеем полной стратегии, потому что она требует обязательств со стороны Ирака. Детали еще не выработаны».

О джихадистах «ИГ» Обама сказал: «Они проворны, агрессивны и оппортунистичны». Он признался, что «обучение иракских войск не происходит», так быстро, как это необходимо, чтобы США сделали шаг вперед и чтобы в их деятельности на Среднем Востоке наблюдался прогресс, а не продолжающиеся проникновение повстанцев в Ирак и Сирию через турецкую границу». Обама сказал, что тысячи новых бойцов заполняют ряды ИГ быстрее, чем они уничтожаются на полях сражений. «Если бы мы смогли перерезать эту линию, то тогда мы смогли бы изолировать и истощить силы ИГ быстрее чем они заполняются», — сказал Обама и добавил: «Мы многих убиваем на полях сражений, но если их ряды пополняются проблемы так и остаются нерешенными на длительный срок».

Обама отметил, что Турция не делает того, что необходимо «для мониторинга своей границы с Сирией и для остановки потока бойцов для ИГ».

Рано утром 8 июня Обама встретился с премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади. Он заявил, что страны G-7 будут по-прежнему поддерживать Ирак в борьбе против ИГ, которая за последнее время добилась больших успехов на полях сражений. «Хотя это и займет много времени и по ходу будут возникать для нас и уроки, которые придется учитывать, мы окажемся все-таки успешными, — сказал Обама. — ИГ будет изгнано из Ирака и побеждено». Проблема победы над ИГ была бы основной в повестке дня G-7, если бы не дискуссии по поводу того, как «обуздать» действия России на Украине. Президент Обама приложил все усилия для того, чтобы европейские санкции против России были оставлены в силе перед лицом усиленного давления сторон. Перед самым отъездом Обама заявил, что он надеется, что европейские лидеры возобновят санкции против России в конце месяца и дал понять, что они усилятся «если мистер Путин не угомонится»: «От него зависит решение будут ли санкции усиливаться или ослабевать. Хочет ли он своей стране изоляцию ради того, чтобы воссоздать славу российской империи. Или он осознает, что величие России не зависит от нарушения территориальной целостности ее соседей?»

На самом саммите сложился консенсус в поддержку Обамы, которому необходимы европейские санкции для изоляции России и ее переходу к оборонительной политике. Но, как заявил президент, «перспективы выглядят не такими, поскольку Москва преодолела экономическую атаку американских и европейских санкций».

В конце июня Европейский союз должен проголосовать за продление санкций против России. Но некоторые лидеры G-7 сталкиваются с требованиями дома отозвать эти санкции. Это, конечно, не нашло отражения в заключительном коммюнике, где подтверждается желание поддерживать санкции даже вопреки критике в странах Европейского союза. Встреча Обамы с премьер-министров Абади была первой после того, как ИГ захватило город Рамади. Обама назвал Абади «надежным партнером» и воздал ему хвалу за «животворную честность» в признании тех вызовов, которые ему бросают исламские экстремисты. Обама сказал, что захват экстремистами столицы провинции Анбар лишь «краткосрочный тактический успех» ИГ и заявил, что его администрация работает над тем, чтобы установить какое еще оружие необходимо поставить Ираку.

Участники саммита повторили на нем, что готовы продолжать помогать США в борьбе против суннитских экстремистов в Ираке и Сирии. Но премьер-министр Абади заявил, что только помощь не достаточна. Он потребовал от стран участниц G-7 помощи в сборе разведывательных данных, чтобы задушить усилия ИГ по рекрутированию повстанцев. Он сказал также, что иностранные повстанцы, проникающие через границу Ирака и Сирии, опасны тем, что они совершают самоубийственные теракты. Чтобы покончить с этим, сказал Абади, необходимы усилия и мобилизация всего международного сообщества. Несмотря на то, что обсуждение положения в Украине и на Среднем Востоке заняло основное время саммита, Обаме тоже кое-что перепало по его, как говорится, «любимым темам». Лидеры G-7 согласились сократить эмиссию тепличного газа на 40-70% к 2050 году. Такое согласие дать легко, поскольку до 2050 года ни один из участников саммита G-7 не доживет. Кроме того, лидеры G-7 поддержали резолюцию ООН по вопросу о климате планеты. В их заявлении говорится: «Необходимы срочные и конкретные действия, чтобы ответить на вызовы климата планеты». Они обещали принять действенные меры на «климатическом саммите» в Париже.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру