Это означает потерю большинства в парламенте и, автоматически, невозможность превращения Турции в супер-президентскую республику, как того хочет нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган. Он говорил о желании получить 400 депутатов, в реальности же это число оказалось всего 256. Таким образом, турецкий избиратель показал ПСР желтую, а Эрдогану - красную карточку. Электорат, кроме этого, проголосовал против экономического кризиса и коррупции, против создания полицейского государства, против политизации всех сфер жизнедеятельности общества, деления его на лояльных лично Эрдогану и “предателей”.
Теперь Турцию ждут новые политические сдвиги. Все три партии так или иначе высказались против коалиции с ПСР. Нельзя утверждать наверняка, что этого не будет, но, скорее всего, Эрдоган будет пытаться сформировать правительства меньшинства, а страну ждут ранние выборы в парламент. На мой взгляд, они пройдут в 2016 году, если политический кризис не примет слишком острый характер, заставив поставить вопрос уже осенью этого года. Перед новыми выборами околовластные круги могут спровоцировать ряд беспорядков, втягивая курдов в атмосферу конфликта для их демонизации и падения их электоральной поддержки избирателями.
Также не исключены новые ходы от Эрдогана. Чтобы исключить вероятность его маргинализации со стороны своей же партии, он может уйти в отставку и опять возглавить свою партию. Особняком стоят старые кадры ПСР, которые в последнее время отстранились от грязной политической борьбы. Это, прежде всего, учредители ПСР - бывший президент Абдуллах Гюль и Бюлент Арынч, которых Эрдоган “задвинул” на дальнюю полку. Их планы могут простираться вплоть до создания новой центристской партии, если разногласии в партии будут расти. У них достаточно много сторонников в ПСР, к тому же более бывших 70 депутатов правящей партии остались за бортом парламента в силу “запрета трех сроков”.
Так или иначе, эпоха единоличного правления Эрдогана подошла к концу, “электоральный халифат” пал. Проиграл на этих выборах именно лично Эрдоган. У ПСР еще есть некоторые шансы, избавившись от противоречащей Конституции страны опеки президента, обновиться и вернуться на путь нормальной политической практики. Если же он будет оставаться ее “параллельным” лидером, в среднесрочной перспективе ее ждет забвение, как и многие другие партии Турции, названий которых уже никто и не помнит.