Интрига развивается, комментарии анонимных «источников» и руководства думских фракций множатся, зачастую противореча друг другу. Но без убедительных ответов остаются главные вопросы: «зачем надо переносить выборы Госдумы на три месяца?» и «как это можно сделать, не трогая Конституцию?».
Вечером 2 июня вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) заявил, что между всеми думскими партиями достигнут компромисс: выбор пройдут в третье воскресенье сентября, и законопроект о внесении изменений в действующие законы «О выборах депутатов Госдумы РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» появится в парламенте «в ближайшее время». Ранее ЛДПР, «ЕР» и «СР» соглашались на выборы во второе воскресенье сентября 2016 года, а КПРФ выступала против и была готова обсуждать лишь отодвинутые от лета как минимум на месяц сроки.
Утром 3 июня Геннадий Зюганов, находясь в Крыму, заявил, что компромисса пока нет: "Идут консультации с лидерами других фракций, с администрацией президента. Я думаю, решение будет недели через полторы - две". Он назвал октябрь «приемлемым вариантом».
По сведениям «МК», «консультации» заключаются в основном в телефонных переговорах представителей Администрации президента с первыми лицами думских партий. При этом в КПРФ по-прежнему полагают, что перенос выборов с декабря больше чем на месяц антиконституционно. «Это будет госпереворот»,- полагает секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов (он ссылается на заключение юристов партии).
Ещё один депутат из другой фракции, пожелавший остаться неизвестным, тоже считает, что более-менее вписаться в Конституцию можно, лишь проведя выборы «в начале ноября». Почему? Потому что в Конституции написано: Госдума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, не позднее (раньше - можно по решению президента). Ещё в Конституции говорится, что с момента начала работы Госдумы нового созыва прекращаются полномочия Госдумы прежнего созыва, а срок этих полномочий определен в «пять лет».
Предыдущие выборы были 4 декабря 2011 года. Значит, если провести выборы в начале ноября 2016 года, а потом не собирать Думу до начала декабря, всё получается нормально...
Но почему тогда Геннадий Зюганов считает «приемлемым вариантом» октябрь?...
Ещё один источник «МК» в Госдуме сообщил, что в таинственном тексте законопроекта будто бы есть «какая-то формулировка о том, что срок действия гарантий депутатам нынешнего созыва заканчивается именно в декабре». Речь, по словам источника, идёт «о неприкосновенности и прочих вещах».
«Прочие вещи» - видимо, «золотые парашюты», своего рода денежная компенсация. Разговоры об этом в кулуарах Госдумы начались сразу после того, как стало ясно, что выборы Кремль решил провести на три месяца раньше положенного. Впрочем, другие опрошенные «МК» депутаты или «ничего не слышали» про компенсации, или «слышали, но точно не знают».
Действующий закон «О статусе депутата Госдумы...» гарантирует выплату в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата (около 400 тысяч рублей) тем, кто не попал в новый состав парламента. Компенсация в размере трёх ежемесячных вознаграждений (примерно 1,2 млн. рублей) полагается лишь в случае «досрочных выборов». А досрочными Конституция называет выборы, которые вызваны процедурой выражения недоверия правительству или отказе парламента три раза подряд поддержать кандидатуру на пост премьера, предложенную президентом.
Но в Кремле, насколько можно судить, просто хотят представить досрочные по факту выборы как бы срочными. О каких «парашютах» тогда может идти речь?