Дмитрий Нестеров, участник межрегионального движения наблюдателей «Сонар», рассказал о новой технологии фальсификаций и сделал это с применением слайдов, фотоснимков и блок-схем.
Как известно, бланки для голосования поступают на участки недействительными и приобретают законную силу только после того, как на них появятся печать участка и подписи членов комиссии. Только такие бюллетени можно выдавать избирателям. Согласно версии Нестерова, председатели участковых избирательных комиссий уже после того, как на бюллетенях появлялись необходимые штампы и автографы, передавали до 30% бланков «специально обученным людям». В их задачу входило периодически заходить на участок и вбрасывать по 10 бланков в урну для голосования (щель сейчас узкая, больше десяти просто не влезет). Если же наблюдатели замечали вброс, то фальсификатору требовалось просто добежать до выхода из помещения. Полицейские, присутствующие на участке, на инцидент никак не реагировали, а на улице организаторов вброса и желающих их задержать наблюдателей уже поджидал «боевой отряд», который просто избивал наблюдателей и давал возможность уйти фальсификаторам.
По словам Нестерова, всю эту схему «крышевали» местные органы власти и территориальные избирательные комиссии. У меня, как у ведущего пресс-конференции, возникло несколько вопросов к основному докладчику. Зачем устраивать такую сложную схему и прилюдно вбрасывать бюллетени, если схему «крышуют» ТИКи? Ведь там могут просто и без скандалов переписать протоколы, что было блестяще продемонстрировано, к примеру, в Москве в 2011 году. Зачем было вбрасывать бюллетени днем, при свидетелях, когда это можно сделать вечером? Тем более что с ряда участков действительно были удалены наблюдатели на время подсчета голосов. Зачем вообще было вбрасывать бюллетени, когда все «ненужные» кандидаты заранее были отстранены от выборов?
И зачем бить наблюдателей на улице? Ну, у нас любого, кто мешает, можно тихо посадить в «воронок» и увезти куда следует. А потом еще и оштрафовать. Если уж весь этот беспредел «крышуют» местные власти с полицией. Нестеров соглашается, что на муниципальном уровне Подмосковья это действительно не имеет особого смысла, а речь идет об отработке новых технологий, которые будут применяться на ближайших выборах в Госдуму по всей стране.
Тем не менее в одной только Балашихе три наблюдателя были избиты, все эти факты объединены в общее уголовное дело.
Среди избитых был и сам Нестеров, а на пресс-конференции присутствовал его адвокат Максим Крупский. На вопрос ведущего о том, доказано ли следствием, что избиение трех людей напрямую связано с их наблюдением за выборами, он ответил скупо: «Доказано, что это было в день выборов». На вопрос о том, доказан ли хоть один факт фальсификаций, он ответил, что ведутся проверки.
Ранее глава Мособлизбиркома Ирек Вильданов высказал (в том числе и на страницах «МК») экстравагантное мнение о том, что наблюдатели сами подбрасывали бюллетени и чуть ли не сами себя побили, чтобы дискредитировать выборы.
Или для того, чтобы привлечь внимание к массовым, но незаметным фальсификациям?
Не будем участвовать в этом споре. Констатируем лишь, что с нашими выборами происходит что-то не то, а труд наблюдателей становится не только все более необходимым, но и опасным.
"В Подмосковье возбуждены уголовные дела после избиения наблюдателей"