По сложившейся традиции все крупные и особо значимые мероприятия по-братски делятся между президентом и главой правительства. Политическая и бизнес-элита в курсе, что петербургский экономический форум - "путинский", а юридический саммит, проходящий в северной столице в мае, - "медведевский".
В этом году программа правового сейшена составлена с учетом непростой внешнеполитической ситуации, в которой оказалась Россия из-за присоединения Крыма и войны на Донбассе. В течение трех дней его участникам предстоит обсудить "односторонние санкции в многополярном мире", "соотношение суверенитета и надгосударственности в современных условиях", "ключевые вопросы сопровождения финансовой деятельности в эпоху турбулентности", "защиту объектов культурного наследия от возможного ареста" и другие юридические тонкости, связанные с усилившейся изоляцией РФ.
Дмитрий Медведев принимал участие в пленарном заседании "Миссия права в эпоху перемен" и говорил о том, что не очень-то рад таким переменам, но делать нечего. Приходится не только жить в эпоху турбулентности. Но и принимать законы, адекватные новым вызовам - например, о территориях особого развития на Дальнем Востоке и об экономической зоне в Крыму.
Медведев подчеркнул, что адаптироваться к санкциям для России не впервой: "в течение последних ста лет наша страна систематически существовала в таких условиях". Другое дело, что правовая система Советского Союза была автономна и слабо поддавалась атакам извне. Тогда как современное российское законодательство - часть сложной мировой системы.
"Любой неправовой метод воздействия на него неизбежно сказывается на состоянии права в целом", - отметил премьер. Тем не менее Медведев отказался признать сложившуюся ситуацию "кризисом международного права", уточнив, что речь скорее идет о кризисе в отношениях России с отдельными государствами. "В ближайшее время нам придется принимать решение о продлении или не продлении санкций. Наши действия будут эквивалентными решениям партнеров из других стран", - предупредил он. По данным источников "МК," изначально для премьера заготовили более жесткую обличительную речь, но он решил смягчить акценты.
Значительная часть выступления ДАМа предсказуемо была посвящена правовому регулированию интернета. "Все мы, и я в том числе, ценю те возможности, которые нам открыл интернет, но власти должны обеспечивать стабильность и безопасность в сфере коммуникаций", - сказал Медведев, отметив, что правительство ждет от правоведов "по-настоящему оригинальных решений". Нужно сохранить свободу обмена информацией и в то же время гарантировать ее безопасность, соблюсти авторские права и обеспечить широкий доступ к виртуальной интеллектуальной собственности.
Аналогичные задачи, по словам ДАМа, сейчас решает не только Россия, но и другие государства. "Существуют разные идеи, где именно находятся пределы "свободы" Интернета. Есть, например, предложения о разработке конвенции по защите персональных данных на уроне ООН. Я несколько лет назад предлагал своим коллегам на различных саммитах этим вопросом серьёзно позаниматься на международной основе, но пока здесь движения не видно", - посетовал Медведев. Между тем, правовое регулирование Интернета на уровне каждой страны влечет за собой проблематику исполнения вынесенных решений в других государствах. И вот тут Россия может снова наткнуться на "фактор санкций". "В нынешних условиях существует серьезная опасность для международного права - политизация судебных решений", - предупредил ДАМ. Естественно, это касается не только нарушений в сфере Интернета, но и всех гражданских дел.