В отличие от РСПП, собирающей на встречу с Путиным воротил отечественного бизнеса и участников списка «Форбс», на форуме "Деловой России" практически не было знакомых лиц. Журналисты искренне радовались, увидев в толпе экономиста Сергея Глазьева и идеолога "Открытого правительства" Михаила Абызова, которые в другой аудитории вряд ли могли рассчитывать на повышенное внимание СМИ.
Но президент, похоже, чувствовал себя абсолютно комфортно в окружении мало известных широкой публике Алексея Репика (президент "Деловой России"), Антона Данилова-Данильяна, Николая Левицкого и Сергея Назарова (сопредседатели организации). Перво-наперво глава государства поспешил поздравить собравшихся с Днем предпринимателя, и напомнил об истоках этого праздника: в 1987 году был принят закон о кооперации, ставший, по его мнению, "настоящим прорывом в политике и экономике".
Основная мысль выступления президента на форуме - бизнесу нужно поспешить, чтобы извлечь максимальную выгоду из текущего момента. Изменение курса рубля повысило конкурентоспособность отечественного производителя и открыло "окно возможностей" для завоевания новых ниш на внутреннем и международном рынках. Однако такая ситуация, по мнению Путина, не может продолжаться вечно.
"Наши партнёры в некоторых странах прозреют, санкции отменят, а нам что делать? Нам тоже придется как‑то реагировать, иначе мы попадём в достаточно сложные условия в рамках ВТО", - предупредил президент, посоветовав предпринимателям не медлить, "действовать энергичнее" и активнее принимать участие в импортозамещающих программах Минсельхоза, Минпромторга и других структур.
Впрочем, прогнозы Путина о снятии санкций и возможном укреплении рубля скорее обрадовали, нежели огорчили участников форума. Из доклада, который по случаю Дня предпринимателя представил бизнес-омбудсмен Борис Титов, следовало, что нестабильность родной валюты и снижение спроса на отечественную продукцию больше всего беспокоят бизнес.
На втором месте - неопределенность экономической ситуации. "Антикризисный план" правительства в глазах предпринимателей по-прежнему остается "бумажным проектом" и утопией в стиле Кампанеллы. "Хотелось бы видеть больше ориентиров от нашего правительства, - сказал Титов, - Все просят стратегию: куда и какие сектора будут развиваться?" Примечательно, что "несовершенство судебной системы" занимает только 16 место в рейтинге жалоб российского бизнеса, а "коррупция" - и вовсе 18. Это, по мнению омбудсмена, свидетельствует о политических спекуляциях на этой тематике. Гораздо большую обеспокоенность предпринимателей вызывают увеличение налоговой нагрузки, рост компаний с госучастием (на 10% за последние 6 лет) и их доминирование в конкурентных секторах экономики, а также административное давление.
Сопредседатель центра "Бизнес против коррупции" Андрей Назаров пожаловался Путину на беспрецедентное давление, оказываемое на малый и средний бизнес со стороны ФАС: "По статистике наша антимонопольная служба возбуждает больше дел, чем все западные страны вместе взятые. При этом только 11% дел заводятся на компании из первой сотни, а 36% - на малые и средние предприятия, хотя они не доминируют на рынке. Надо оградить малый и средний бизнес от ФАС. Пусть она занимается крупным бизнесом". Путин согласился, что "эпидемия" проверок выглядит странно. Но в обиду чиновников не дал: ФАС - "это высокопрофессиональная команда", работа которой "всегда вызывает раздражение". Президент подчеркнул, что масштаб бизнеса отнюдь не гарантирует отсутствие нарушений. "Если мелкие и средние компании аффилированы с руководством региона или муниципалитета, у них вполне может быть возможность для доминирования", - сказал он.
Во время дискуссии ВВП однозначно высказался за разграничение власти и бизнеса. Приходя во власть, предприниматель, по его словам, должен полностью отказаться от своего бизнеса, а те, кто из властных структур собирается в ряды предпринимателей, не должны создавать "запасные аэродромы". Вместе с тем, обмен кадрами - это нормальное явление. "Если бизнес дружит с властью - это нормально, - сказал Путин, - но нельзя допускать, чтобы он влиял на принимаемые решения, особенно в свою пользу".
В качестве примера правильного поведения он назвал экс-министра финансов Алексея Кудрина: "Поработал во власти, потом ушел в науку". Услышав смех в зале, президент удивленно вскинул брови: "А чего вы смеетесь? Кудрин - декан факультета Санкт-Петербургского университета".
Зал смеялся еще несколько раз. Беззаботно, когда сопредседатель "Деловой России" Николай Левицкий сказал, что Россия еще в 17 веке могла считаться великой энергетической державой, поскольку каждая вторая свеча в Европе была российского происхождения. И напряженно, когда Владимир Путин решил посчитать чужие деньги. "Ну заработал первый миллион, второй, ну миллиард, а дальше что? В определенный момент деньги перестают играть роль. История свидетельствует, что с течением времени крупные капиталы, как правило, меняют владельцев", - предупредил президент.
По мнению Путина, главный смысл предпринимательской деятельности - это возможность самореализации (а вовсе не желание обеспечить себя и детей). "Именно такие люди заслуживают госнаград и того, чтобы учредить Год российского предпринимательства", - добавил он. Представители "Деловой России" предложили посвятить бизнесу следующий, 2016 год. Но у ВВП возникло встречное предложение:"Можно и следующий, а можно и 2017-й. В этом ведь есть определенный сакральный смысл?" - подмигнул аудитории президент.
Предприниматели ждали, что ВВП также выскажется на тему уголовного преследования бизнеса, особенно в свете принятия закона об амнистии капиталов. Господин Назаров даже забросил в его ворота пробный мяч, сказав, что если не принять дополнительных мер и не улучшить юрисдикцию "задекларированные капиталы вновь попадут в ту же зону риска", и "приток активов будет действовать в обратном направлении". Однако Путин, внимательно записывавший даже малозначительные реплики предпринимателей, пропустил тему амнистии мимо ушей. Видимо, время для итогового комментария пока не пришло: принятый Госдумой закон еще не рассматривался в Совфеде.