Как передает ТАСС, о подписании российским лидером закона, регулирующего деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, сообщил в субботу официальный портал правовой информации.
Как говорится в тексте закона, Россия может признать нежелательной иностранную или международную неправительственную организацию, если она представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны и безопасности государства.
Решение будет принимать генпрокурор России или его заместитель по согласованию с МИД России. В аналогичном порядке решение может быть и отменено. При этом Минюст России должен будет вести перечень таких "нежелательных организаций" и обнародовать его.
Если организация будет признана нежелательной в России, она не сможет открыть здесь свои структурные подразделения и распространять информационные материалы.
По заявлению главы Совфеда РФ Валентины Матвиенко, закон соответствует международной практике и защищает интересы российского государства. Она пояснила, что сегодня через НКО проводится работа по расшатыванию устоев того или иного государства, идет вмешательство в дела суверенных стран, нарушается конституционный строй и даже совершаются перевороты. Поэтому, считает Матвиенко, государство имеет право законодательно защищать свои интересы.
Закон предусматривает за участие в работе запрещенной организации обещан штраф: для граждан — от 5 до 15 тысяч рублей. А тем, кто не уймется, после двух административных наказаний в течение года грозит Уголовный кодекс: штраф от 300 тысяч до 500 тысяч, а то и лишение свободы на срок от 2 до 6 лет.
Как сообщал ранее "МК", законопроект был внесен полгода назад за подписями Александра Тарнавского («СР») и Антона Ищенко (ЛДПР) и принят в первом чтении в январе 2015-го. По слухам (официально не подтвержденным, но и не опровергнутым), настоящие авторы скрываются где-то в недрах Совета Безопасности РФ. В любом случае без поддержки Кремля такого рода инициативы шансов на принятие иметь не могут — это аксиома.
Правозащитники в России назвали закон неоднозначным, так как в нем довольно размыты критерии, по которым организация может быть признана нежелательной. Фактически, говорят они, все на усмотрение генпрокурора.
Некоторые депутаты, проголосовавшие за закон, говорили о том, что по их мнению он принимается для острастки. Однако, правозащитники опасаются, что в обстановки конфронтации с Западом, закон начнет лупить сразу и по своим, и по чужим.
В среду, после того, как закон был одобрен в Совете Федерации, представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович призвала президента РФ Владимира Путина наложить на него вето.
«Я призываю президента Российской Федерации наложить вето на этот закон, для того чтобы сохранить возможность плюралистических дебатов», — заявила представитель ОБСЕ.