Спикер Госдумы Сергей Нарышкин назвал перенос парламентских выборов в 2016 году с декабря на сентябрь «возможным и даже разумным», сообщили информационные агентства. Слова эти из уст столь высокопоставленного и заинтересованного лица означают, что принципиальное решение в Кремле уже принято или с большой степенью вероятности будет принято в ближайшее время.
Сразу вспоминаются прежние заявления того же г-на Нарышкина на эту тему - ведь слухи о том, что наша красавица-Дума не доживёт положенные ей по Конституции 5 лет, возникали не раз...
Вот два года назад он говорит: «Государственная Дума будет исполнять свои обязанности в течение всего срока полномочий.» А напомнив, что за 20 лет Госдума ни разу не избиралась досрочно, подчеркивает: «Ни разу. Такого не будет и сейчас, как бы и кто бы этого ни хотел».
А год назад спикер резко пресёк разговоры о том, что власти удобно провести досрочные выборы «на волне патриотических настроений» после присоединения Крыма: «Я бы посоветовал всем успокоиться и заняться делом. Государственная Дума шестого созыва будет работать свой полный срок, предусмотренный Конституцией РФ»...
Полный срок Государственной Думы шестого созыва, предусмотренный Конституцией, истекает в декабре 2016 года, а не в сентябре («МК» накануне писал о юридических аспектах проблемы.)
Но обратите внимание: сейчас спикер не произносит слов «досрочные выборы»!
Едва ли это случайно. Как не случайно и то, что г-н Нарышкин, назвав их, по сути, «возможными», не сказал ни слова о том, как именно можно это сделать, не трогая Конституцию. А в куче путаных слов, произнесенных за последние два дня ошарашенными депутатами, просматривается намёк на то, что в качестве одного их вариантов решения проблемы в Администрации президента обсуждается фокус «прикинуться шлангом»: мол, сделаем вид, что конституционные пять лет - цифра относительная, «как считать». Ведь если 4 года и 9 месяцев (таким получится срок полномочий нынешней Думы при досрочных выборах) округлить, пользуясь нехитрым арифметическим правилом, то получится как раз 5? И досрочные выборы превращаются в как бы не досрочные...
Смешно, правда?
Окончательно схема, призванная реализовать задуманное, миру не явлена - если она, конечно, уже есть. В любом случае радикальной перекройки избирательного законодательства избежать едва ли удастся.
Почему же спикер считает этот политтехнологический трюк разумным?
Осенью каждого года депутаты принимают «один из самых важных законов» - о бюджете, говорит он. «И есть много аргументов в пользу того, чтобы новый бюджет принимался составом депутатского корпуса, который будет в своей части нести ответственность за реализацию и методами парламентского контроля контролировать выполнение бюджета правительством РФ».
Аргумент, мягко говоря, спорный. А честно говоря - не выдерживающий никакой критики. Принимать бюджет перед выборами - нервное дело. Но принимать его СРАЗУ после выборов?...
Бюджетный кодекс обязывает правительство внести в Госдуму проект главного финансового плана страны не позднее 1 октября, а парламент - рассмотреть его и принять «в течение 60 дней». К 1 декабря.
Допустим, 11 сентября 2016 года выбираем Госдуму. Конституция требует от президента созвать первое пленарное заседание в течение 30 дней после выборов. В прошлый раз депутатов избрали 4 декабря 2011 года, а на первое заседание собрали 21 декабря. Но те выборы проводились лишь по партийным спискам, а в 2016-м году половина Думы будет избираться по одномандатным округам, что осложнит подведение итогов...
Но будем считать, что и в 2016-м году Госдуму удастся собрать столь же быстро. Где-то 27 сентября.
Но это полдела! Надо избрать спикера, вице-спикеров и договориться о разделе комитетов между фракциями. Когда станет ясно, кто возглавит комитеты, начинается битва вокруг постов первых и просто замов их председателей, депутаты расписываются по комитетам, рассаживаются по кабинетам...
Этот увлекательный процесс занимает не менее полутора месяцев. Тем более что 225 одномандатников должны будут сначала распределиться между партийными фракциями или создать группы. А до того, как структурирование партийно-политического состава Думы не завершится хотя бы вчерне, делить посты было бы опрометчиво.
В работу над бюджетом обычно вовлечены почти все думские комитеты. Но новенькие депутаты, а в прошлый раз их было, напомним, две трети корпуса, в течение нескольких месяцев в законодательном процессе - ну как слепые котята!
Единственным выигравшим при таком раскладе окажется правительство: заниматься бюджетом на Охотном ряду будет просто некому и некогда...
Интересно, готовы ли в Кремле и на Охотном ряду подходить к исчислению конституционного срока полномочий президента столь же вольно, как к исчислению конституционного срока полномочий Госдумы?