- Выявила ли эта свадьба какие-то «дырки» в законодательстве, которые теперь нужно срочно устранить?
- Я не вижу каких-то существенных недостатков в российском законодательстве в этой области, которые бы требовали срочного вмешательства. Все достаточно хорошо оговорено, двоякой трактовки нет.
Во-первых, по закону главным препятствием для регистрации брака является отсутствие взаимного согласия - но, так или иначе, видимость согласия на той свадьбе была. Во-вторых, регистрация нового брака по закону невозможна, если у мужчины или женщины имеется нерасторгнутый брак. Но нерасторгнутого брака у Нажуда Гучигова вроде бы, как не было, как выяснилось впоследствии... Соответственно, с точки зрения закона - препятствий нет.
Единственный спорный момент — это возраст невесты. В законе возрастом женитьбы граждан называется 18 лет, но с оговоркой - по уважительным причинам он может быть снижен. Вот только какими могут быть эти уважительные причины - закон не объясняет! Одна из самых распространенных — это, конечно же, беременность невесты.
Но мне известны и другие ситуации — к примеру, молодой человек планировал жениться, и сразу после этого уезжал на ПМЖ на границу. Чтобы он смог уехать с девушкой, как муж и жена, им разрешили заключить брак до достижения 18 лет. Как звучала формулировка в заявлении при заключении брака Гойлабиевой и Гучигова, и было ли такое заявление - неизвестно...
- А как быть с версией, озвученной также членом СПЧ Еленой Масюк, касательно того, что процедуру заключения брака проводил не уполномоченный сотрудник ЗАГС, а девушка-диджей местной радиостанции?
- Если подобное имело место, то брак может быть признан недействительным. Согласно административному регламенту эти действия должен осуществлять специалист органов ЗАГС. Впрочем, руководитель отдела ЗАГС может сказать - «этот человек был уполномочен» - тогда все в порядке... Хотя я вообще не вижу никакого смысла в участии постороннего человека, если на свадьбе планировалось всячески продемонстрировать, что все законно, по обоюдному согласию и т. д.
- Планирует ли Совет по правам человека как-то продолжать отслеживать эту свадьбу и дальнейшее развитие проблемы?
Нет, сейчас у СПЧ нет никаких планов или стратегии по контролю за этой ситуацией. Мы предпримем какие-либо меры только если девушка, или кто-либо из родителей или родственников обратится к нам с жалобой. Формулировка может быть одна - «я не давала согласия на этот брак». Пока же жалоб нет, мы не планируем ничего предпринимать. Лично же мое мнение таково - видно, что для девушки свадьба была некой неожиданностью, что она была не в восторге, но сейчас она как-то адаптируется, её уговаривали родители. У меня нет уверенности в том, что Гойлабиева - жертва в этой ситуации. А если она довольна - тогда что?
- А что вы сможете предпринять, если вдруг жалоба поступит?
- Мы обратимся в прокуратуру.
- Но это может сделать и она сама - зачем ей ваше посредничество?
- В грозненскую прокуратуру?! (смеется) Мы же задействуем прокуратуру московскую.