От Порошенко отвернулся даже его старый союзник по антироссийской пропаганде сенатор США Джон Маккейн. Он неожиданно стал отпираться от участия в только что созданном на Украине Консультативном международном совете реформ, который возглавил экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.
«Меня об этом просили, но я сказал, что надо посмотреть на нюансы», — заявил американец 13 мая. На следующий день Саакашвили пояснил, что Маккейн в совете будет, просто ему нужно завершить «формальные процедуры согласно правилам Конгресса США». Бывший грузинский лидер уверен, что Украина требует радикальных изменений, и работа совета сможет их обеспечить.
На что способен Саакашвили, всем хорошо известно, и дело даже не в войне с Россией. Первое, что он сделал в должности президента Грузии — сократил число министерств с 18 до 13, ведомств — с 52 до 34, а количество их сотрудников уменьшил в среднем на 35–50%. В частности в 2004 году в Грузии прекратила свое существование автоинспекция, а в 2005 исчезла пожарная инспекция.
Оценивая административную реформу экс-президента Грузии, часть либерально настроенных экспертов считает, что Саакашвили убрал бесполезные ведомства, которые только плодили коррупцию.
Однако цифры говорят о другом: за год после сокращения пожарных число пожаров выросло на 63%, погибших в них — на 38%, а раненых — на 46%. Реформа автоинспекции привела к росту аварий на 31%, числа раненых — на 36%.
Куда успешнее прошли экономические реформы в Грузии. В результате с 2004 по 2011 годы ВВП страны вырос почти в три раза — с 5,1 до 14,3 млрд долларов. Саакашвили уверен: Грузия встала с колен благодаря его либертарианским реформам — сокращению государственного контроля над экономикой, отмене ряда видов стандартизации и лицензирования, а также импортных пошлин, либерализации трудового законодательства и приватизации.
С другой стороны, к началу 2000-х годов советское производство было полностью разрушено, поэтому любые попытки исправить ситуацию привели бы к росту экономики. Тем более что рост ВВП Армении и Азербайджана в 1998–2006 годах значительно опережал темпы роста экономики Грузии. Отставание от Еревана удалось преодолеть только к 2011 году, в то время как Баку, благодаря высоким ценам на нефть, давно скрылся за горизонтом. Фактически Грузия начала выкарабкиваться после 2005 года за счет увеличения внешнего долга страны, и к 2011 году он составил 77,7% ВВП. При этом правительство Саакашвили расплачивалось со старыми кредитами за счет новых. Именно такой путь развития сейчас выбрала и Украина.
Не стоит забывать и о «социальных нововведениях» Саакашвили в Грузии. С мая 2006 года в стране был отменен минимальный уровень оплаты труда, обязательные выплаты за сверхурочную работу и упрощена процедура увольнения. Были порезаны социальные выплаты. Именно это сейчас происходит на Украине.
Зато зарплата полицейских выросла в 10 раз, им дали новые автомобили и отремонтировали рабочие места. Усиление правоохранительных органов позволило побороть организованную преступность и сократить число наркоманов в стране. Не удалось справиться только с коррупцией, которая сократилась в низших и средних слоях общества, но в полном объеме сохранилась в элитарных кругах, говорится в отчете Freedom House за 2010 год. Украине, конечно, еще далеко до того правопорядка, который в свое время навел в Грузии Саакашвили, хотя по уровню коррупции она уже давно обогнала закавказскую республику.