"Русский с китайцем - братья навек", - слова песни, написанной в 1949 году, в эти дни актуальны как никогда. Только вместо "Сталин и Мао слушают нас" надо использовать другие, более современные имена. На двусторонней встрече в зеленой гостиной Путин и Си Цзиньпин вспоминали, как зародилась российско-китайская дружба. "Это произошло, когда Китай вел борьбу с японским милитаризмом и был главным фронтом в Азии ", - сказал Си. А Путин добавил, что общее героическое прошлое послужило хорошей основой для выстраивания отношений в 21 веке. "Сегодня Китай - наш ключевой и стратегический партнер", - подчеркнул он.
До сих пор российских школьников учили, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года со вторжения гитлеровских войск в Польшу. Однако, по всей видимости, скоро в учебники истории будут внесены коррективы. "Вторая мировая началась именно в 1931 году с нападения Японии на Китай: этот вопрос требует дискуссии и, возможно, даже пересмотра", - считает ведущий научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Виктор Гаврилов. По его словам, роль КНР мировым сообществом недооценивается, поскольку официального объявления войны со стороны Японии не было. На самом деле СССР и Китай не только понесли наибольшие потери во Второй Мировой войне, но и являются ее главными победителями. "Эту позицию обе страны должны отстаивать совместными усилиями", - считает историк.
Владимир Путин на встрече с Си Цзиньпином практически повторил эти слова. "В результате Второй Мировой войны Советский Союз и Китай оказались наиболее пострадавшими государствами, поскольку у нас погибло наибольшее количество граждан - как в Советском Союзе, так и в КНР", - сказал российский президент, намекнув, что в своей речи на параде 9 мая собирается особо подчеркнуть незаслуженно забытую роль восточного соседа. Си Цзиньпин в свою очередь пригласил ВВП прибыть в Пекин с ответной "миссией памяти": 3 сентября китайцы будут не менее торжественного отмечать окончание самой страшной войны XX века.
Что касается содержательной части визита, то она вылилась в подписание 32 документов, большинство из которых, как это обычно случается с Китаем, носят рамочный характер или составлены в форме меморандумов. Из них в Кремле особый акцент делают на совместных заявлениях двух лидеров "об углублении всеобъемлющего партнерства" и "о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса "Шелковый путь". "Состыковка ЕАЭС и китайского "Шелкового пути" давно обсуждается в том числе на базе Валдайского клуба. Это новая стратегическая субстанция наших отношений, из которой вытекают ряд других проектов, в частности, соглашение Минтранса и Госкомитета КНР о строительстве высокоскоростной железной дороги Москва-Казань" - сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Кроме того, Путин и Си договорились о совместном использовании навигационных систем ГЛОНАСС и "Бэйдоу", отказались от взаимных кибератак и, наконец, согласовали основные условия поставок газа в Китай по "западному маршруту", иными словами - из тех месторождений, которые в настоящее время обслуживают Европу. По словам представителя "Газпрома", "голубое топливо" может потечь в Поднебесную уже после 2020 года и выйти на проектную мощность 30 млрд. кубов в течение шести лет.
Западные СМИ накануне визита Си Цзиньпина призывали не обращать особого внимания на дружеские объятия двух лидеров и новые российско-китайские проекты, вспоминая непростую судьбу уже достигнутых соглашений. В частности, Financial Times напомнила своим читателям, что Россия до сих пор не может получить от Китая 25 млрд долларов для строительства газопровода "Сила Сибири", о создании которого стороны договорились еще в мае 2014 года. А Роснефть также безуспешно пытается продать китайцам 10% в проекте освоения Ванкорского месторождения. "Понимая, что Россию подгоняют санкции Запада, Китай стремится как можно сильнее сбить цену", - сделала вывод газета, предположив, что и новые договоренности ждет та же участь.
Но Путин и Си злопыхателям, естественно, ничего не ответили. А в итоговых заявлениях снова подчеркнули особый характер отношений между двумя странами, на которые бесполезно оказывать давление со стороны. Владимир Путин даже не исключил создания общего экономического пространства на всей территории Евразии в том случае, если партнерство ЕАЭС и "Шелкового пути" окажется успешным.