Путин: автопортрет на фоне и без фона

«Обречены возлюбить еще больше»

«Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» — с тех пор, как в феврале 1922 года Владимир Ленин в беседе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским изрек эту глубокомысленную фразу, все в России изменилось до неузнаваемости. Все — да не совсем. В апреле 2015 года во главе страны снова стоит человек по имени Владимир. А кино — в виде документальных телефильмов — снова является наиважнейшим из всех видов политических искусств.

«Обречены возлюбить еще больше»

Недавно стране была предъявлена телевизионная ода «повторному завоеванию» Россией Крыма. А поздним вечером в минувшее воскресенье граждане могли насладиться телелентой, названной просто и со вкусом: «Президент». Россия, конечно, еще не догнала Казахстан, где начиная с 2013 года вышло уже пять частей посвященного Нурсултану Назарбаеву фильма «Путь лидера». Но мы уже находимся где-то рядом.

Уже после первых кадров «Президента» мне стало ясно, какую именно реакцию он вызовет среди разных групп политически активных россиян. Те, кто уже до этого фильма любил ВВП, после просмотра детища Владимира Соловьева просто обречены возлюбить его еще больше. Как можно не полюбить самого настоящего былинного героя, который вынырнул из ниоткуда в момент, когда Россия была готова развалиться, и усилием воли заставил ее вновь стать на ноги и достичь процветания?

Те же, кто еще до просмотра «Президента» терпеть не мог Путина и его «режим», обязательно получат новый запас веры в правильность своей позиции. Сам Владимир Владимирович — надо отдать ему должное — не заявил в ходе фильма ничего такого, что делало бы его смешным. Но вот про некоторых других участников телеленты этого не скажешь.

Речи облаченного в черный пиджак, черную рубашку, черный галстук, черные брюки и черные ботинки Владимира Соловьева были настолько пафосными, выспренними и сахаристыми, что прославленный ведущий воспринимался исключительно как пародийный персонаж. А когда Никита Михалков с самым серьезным видом провозгласил с экрана: «Бойся людей, для кого власть — это мечта! Иди к тем, для кого власть — это крест! Я пришел к Владимиру Владимировичу…» — подавить смешки было и вовсе невозможно.

Я ничего не мог с собой поделать. На какой-то краткий миг я перестал следить за ходом действия фильма и предался вместо этого раздумьям: интересно, а лоббируемый Михалковым план введения налога на Интернет во всем Евразийском Союзе наш Никита Сергеевич тоже искренне считает «своим крестом»? А нашумевший проект «Едим дома» — тоже?

Однако, несмотря на подобные невольные юмористические мизансцены, фильм «Президент» ни в коем случае не стоит считать современным эквивалентом брежневских «Малой земли» и «Целины». На обложке тех двух книг Леонид Ильич значился автором. Но в реальности генсек являлся читателем этих двух произведений — главной «целевой аудиторией», ради которой, собственно, они и были изданы.

Авторами сценария фильма «Президент» значатся неизвестные мне люди — Михаил Черваков и Татьяна Саломадина. Но в реальности у этого фильма совсем другой «автор сценария» — Владимир Путин. Мы не имеем дело с лентой, снятой для того, чтобы усладить слух и взор «вождя». Мы имеем дело со своего рода посланием президента российскому народу. Путин показывает нам, каким он видит себя и свою роль в современной российской истории.

И я бы посоветовал всем гражданам РФ — независимо от их политических воззрений — повнимательнее ознакомится с этим посланием. В нем можно найти ключи к пониманию, почему Путин так действовал в прошлом и как он намерен действовать в будущем.

Вот, например, ВВП рассказывает о том, как он обратил внимание неназванного президента США на данные о прямых контактах между боевиками с Северного Кавказа и представителями американских спецслужб в Азербайджане.

Согласно рассказу Владимиру Путина, американский лидер отреагировал на это так: «Ну, я им надеру задницы!» Но обещанная порка так и не состоялась. Вместо этого российские компетентные органы получили весточку от своих коллег за океаном: «Мы поддерживали и будем поддерживать отношения со всеми оппозиционными силами России. Считаем, что мы вправе это делать, и будем делать это в дальнейшем». Остались ли у вас после этого рассказа какие-либо вопросы по поводу отношения Владимира Путина к Западу и к либеральной российской оппозиции? У меня — нет.

Показанное в фильме «Президент» послание Владимира Путина к россиянам, к сожалению, не носит всеобъемлющего характера. Иногда рассказ о самых значимых событиях современной российской истории вдруг обрывается на самом важном месте.

Например, мы услышали безусловно искренние слова президента о том, как тяжело он переживал страшные теракты вроде захвата заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году в Москве. Но мы не услышали путинского комментария по поводу причины смерти многих заложников. Они, как известно, погибли вовсе не от рук террористов. Они погибли потому, что им не было вовремя предоставлено противоядие против примененного спецслужбами во время штурма здания отравляющего газа.

Я понимаю, что любые слова Путина на эту исключительно болезненную тему нарушили бы общий лирический ход повествования в фильме. Но иногда лиризмом стоит пожертвовать — хотя бы ради придания рассказу большей убедительности. Раз начал говорить правду — делай это до конца.

Мы услышали в фильме рассказы Владимира Путина и Рамзана Кадырова о том, как они совместными усилиями смогли вернуть Чечню в состав России. Но вот чего в фильме не было, так это изложения позиции Президента РФ касательно нынешнего «недопонимания» между официальным Грозным и руководством федерального МВД. Конечно, интервью ВВП было, скорее всего, записано еще до драматического появления в Чечне ставропольских силовиков.

Но у Путина было полно возможностей обозначить свою позицию по поводу данного «недопонимания» и вне рамок фильма «Президент». И то, что он этими возможностями не воспользовался, оставило у многих ощущение недоумения — ощущение, которое не было развеяно просмотром телеленты.

Впрочем, чего это я предъявляю претензии фильму, если есть такой универсальный арбитр, как сама жизнь? Именно этот арбитр и вынесет в свое время окончательный и не подлежащий обжалованию вердикт — и юбилейному фильму про путинскую эпоху, и самой этой эпохе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру