Инцидент, разгневавший главу Чечни, произошел в воскресенье, 19 апреля, в Ленинском районе Грозного. В ходе спецоперации, которую проводили полицейские из главка МВД по Ставропольскому краю и базирующейся в Ханкале Временной оперативной группировки органов и подразделений (ВОГОиП) МВД РФ, был убит находившийся в федеральном розыске некий Джамбулат Дадаев — как сообщалось, он был застрелен правоохранителями после того, как пытался протаранить полицейский автомобиль и открыл стрельбу.
Рамзан Кадыров выразил недовольство спецоперацией из-за того, что МВД ЧР не было оповещено и были напуганы мирные жители. По его словам, выстрелы из стрелкового оружия раздались как раз в то время, когда в центре Грозного проходил футбольный матч между "Тереком" и московским "Динамо", а в городе находились сотни туристов из регионов России и иностранные деловые делегации.
В связи с этим Кадыров провёл специальное совещание с участием силовых структур республики (его фрагмент показало грозненское телевидение), на котором заявил, что сотрудники Ставропольского УВД и ВОГОиП не имели законных оснований для проведения данной операции, поэтому он дал указание прокуратуре и Следственному комитету выяснить все обстоятельства произошедшего и вынести решение согласно российскому законодательству.
"Я вчера дал четкое поручение прокурору, СК РФ, МВД, ФСБ, чтобы наказали по закону тех, кто выполняли заказ богатых людей. Как так можно задействовать опергруппу Ставрополья и СОБР, ОМОН, и все структуры Ханкалы? Я этого не знал. На нашей территории такого не будет. Те, кто думает иначе, — ошибаются. Мы очень дорого заплатили за мир и порядок, - цитирует его "Эхо Москвы". - Времена 2000-х годов прошли. Кому-то захотелось „сделать результат“ — забрали чеченца и убили. Такого не будет. Мы требуем закона. Таких людей наказывали и будем этим заниматься. И все должны знать: на территории Чеченской Республики главенствует закон".
При этом он приказал "открывать огонь на поражение" по участниками всех несогласованных с чеченскими властями спецопераций. "Я официально заявляю, если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения — будь москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение. С нами должны считаться. Мы не имеем права элементарно выезжать на территорию Ингушетии и проводить против экстремистов и террористов мероприятия. Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать.Хватит. Нас унижали, оскорбляли. Мы не для этого принимали Конституцию, чтобы нас убивали", - заявил чеченский лидер.
Напомним, ранее сообщалось, что следователям по делу об убийстве Бориса Немцова не удалось допросить ключевого свидетеля командира роты батальона "Север" Руслана Геремеева, который, по некоторым данным, долгое время находился под усиленной охраной вооруженных людей в чеченском селе Джалка (родовое село депутата Госдумы Адама Делимханова и его брата, командира батальона "Север" Алимбека Делимханова), после чего 13 апреля в СМИ появилась информация, что он покинул территорию республики. По данным "Коммерсанта", вместо допроса сотрудники Следственного комитета изъяли отпечатки пальцев и биологических следов из его автомобиля Mercedes и московской квартиры по Веерной улице, где, как утверждается, последние полгода он жил вместе с главным обвиняемым по данному делу Зауром Дадаевым. В ходе обысков в квартире были обнаружены травматический пистолет "Гроза"и охотничье ружье "Иж".
Между тем, адвокаты детей убитого политика ходатайствовали перед следствием о допросе высокопоставленных чиновников из Чечни. "22 апреля мы подали ходатайство в Следственный комитет о допросе главы республики Рамзана Кадырова, депутата Госдумы Адама Делимханова, заместителя командира батальона "Север" Руслана Геремеева, командира батальона "Север" Алибека Делимханова и члена Совета Федерации Сулеймана Геремеева", - сообщил "Интерфаксу" адвокат Вадим Прохоров. По его мнению, на территории республики следствию чинят препятствия. "Следствие работает - это очень хорошо, но на территории Чечни его действия затруднены. Например, следователи не могут установить место нахождения Геремеева. В своем ходатайстве мы ссылаемся на открытые источники, в том числе СМИ и заявления Немцова относительно чеченских военных", - добавил он.
Один из лидеров оппозиции, сопредседатель РПР—ПАРНАС, депутат Ярославской облдумы Борис Немцов был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту в центре столицы. Вместе с ним на мосту находилась гражданка Украины Анна Дурицкая, которая в результате происшествия не пострадала.
По данному факту Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статьям "Убийство" и "Незаконный оборот оружия". Следствие рассматривает несколько версий преступления: убийство как провокация для дестабилизации политической обстановки в стране; тщательно отрабатывается также и версия, связанная с исламско-экстремистским следом, — есть сведения о том, что Немцов получал угрозы в связи с его позицией относительно расстрела журналистов редакции журнала "Шарли Эбдо" в Париже. Кроме того, проверяется версия, связанная с внутриукраинскими событиями. Не исключены и версии, связанные с коммерческой деятельностью Немцова и личной неприязнью к нему.
Всего в совершении преступления обвиняются пять человек: Заур Дадаев, Анзор Губашев, Шагит Губашев, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. При этом адвокаты Эскерханова настаивают на том, что в момент совершения преступления их подзащитный находился в одном из московских ресторанов. По словам Дадаева, у него тоже есть алиби — он утверждает, что весь вечер 27 февраля провел в одном из ресторанов на Нежинской улице в Москве, а потом отправился в квартиру на Веерной улице. Алиби еще одному фигуранту дела - Хамзату Бахаеву - обеспечила подруга, заявив, что провела с ним двое суток в московской квартире после убийства Немцова (по версии следствия, он непосредственно в слежке за политиком и его убийстве участия не принимал, однако предоставил убежище предполагаемым исполнителям преступления).