20 апреля на заседании Комитета по законодательству обсуждалось три проекта постановлений об амнистии: фракции ЛДПР, фракции «СР» и Владимира Путина. При таком раскладе вопрос о том, какой именно документ поддержит Госдума, становился риторическим...
Глава комитета, Павел Крашенинников («ЕР») напомнил, что амнистия по Конституции - это исключительное полномочие Госдумы, после принятия постановление подписывается спикером, публикуется и вступает в силу, одобрения Совета Федерации и подписи президента не требуется. Ещё, подчеркнул депутат, амнистия - «документ обратной силы», и распространяется лишь на преступления, совершенные до её объявления.
Все круглые даты, связанные с победой в Великой Отечественной войне, традиционно отмечаются амнистиями. Но две последние из них - в честь 60-летия и 65-летия Победы - были предельно «узкими»: касались они ветеранов войны, узников концлагерей, тружеников тыла, и каждой смогли воспользоваться не более 200 человек.
Нынешняя амнистия на этом фоне - «широкая».
Во-первых, она освобождает от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести несколько категорий граждан: «принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества или приравненных к ним лиц», «афганцев», участников всех чеченских войн и контртеррористических операций на Северном Кавказе, «чернобыльцев». А также несовершеннолетних, беременных женщин, женщин с малыми детьми или детьми инвалидами, и (впервые!) - одиноких отцов несовершеннолетних детей или детей-инвалидов. Впервые на свободу решено выпустить совершивших умышленные нетяжкие преступления россиян предпенсионного возраста: мужчин старше 55 лет, женщин - старше 50. А к обычным для постановлений об амнистии инвалидам первой и второй групп и туберкулезникам с открытой формой болезни добавляются больные раком третьей и четвертой клинической групп.
Преступлениями небольшой степени тяжести Уголовный кодекс считает те, максимальный срок наказания за которые - не больше 3 лет лишения свободы. А преступлениями средней тяжести - те, за которые можно получить до 5 лет колонии.
Если граждане перечисленных категорий приговорены к более чем пяти годам лишения свободы за умышленные преступления - срок им сократят на треть, если суд приказал сидеть больше 10 лет - на четверть.
Впрочем, ко второму чтению может быть сделана оговорка, и об амнистии придётся забыть тем матерям и одиноким отцам, которые сидят за преступления, совершенные против несовершеннолетних...
Во-вторых, под амнистию попадут осужденные на срок до 5 лет включительно, совершившие преступления по неосторожности. Тем, кто получил за такие преступления более пяти лет - срок сократят на треть.
И тем, кто «во-первых», и тем, кто «во-вторых», снимут судимость. И ещё все вышеперечисленные категории освободят от дополнительных наказаний, кроме такого, как лишение водительских прав (это важно, так как под амнистию попадают и осужденные по статье 264 УК, совершившие ДТП с тяжкими последствиями).
В-третьих, на свободу решено выпустить тех, кому на день амнистии осталось сидеть менее одного года - безотносительно к тому, какой срок был в приговоре.
И, наконец, от наказания освободят условно осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким, или приговоренные к исполнению наказания с отсрочкой, а также все, осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Как обычно, все дела граждан, подпадающих по амнистию, будут закрыты. А если дело уже в суде - всё не так просто. Тем, кто может рассчитывать на гуманизм государства лишь в том случае, если судья назначит не больше пяти лет лишения свободы, придётся сначала через судебное разбирательство пройти.
Может сложиться впечатление, что на сей раз выйдут все чуть ли не поголовно, но это не так. Кроме обычных рецидивистов, злостных нарушителей режима и тех, кто после 2005 года уже амнистировался или был помилован, в проекте постановления содержится перечень статей, осужденные по которым не смогут воспользоваться амнистией. На этот раз он особенно широк: больше 160 статей УК. Вопросов к его содержанию много.
«Почему бы не исключить из списка часть 1 статьи 318, где говорится о наказании за применение насилия в отношении представителя власти?» - спросил Юрий Синельщиков (КПРФ). Г-н Крашенинников надежд на положительное решение не дал: «Здесь власть решила на саму себя не распространять амнистию, мое такое мнение»,- сказал он. А Александр Кропачёв (ЛДПР), напомнив, что «по 318-й много осужденных за сопротивление сотрудникам полиции на уличных акциях, и не всегда умышленное», предостерёг: «на Майдане всё тоже начиналось с неповиновения сотрудникам полиции».
«Большую дискуссию», признал глава комитета, вызывает наличие в запретительном списке статей, карающих за мошенничество. Рафаэль Марданшин («ЕР») предложил распространить амнистию хотя бы на статью 159.4 («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»), максимальное наказание по ней - до 5 лет лишения свободы.
В отличие от «экономической» амнистии 2013 года, возмещение причиненного ущерба условием амнистии не является. Но в проекте о порядке применения амнистии написано, что амнистированные «не освобождаются от административных наказаний, а также обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий»...
Глава СПЧ Михаил Федотов попробовал убедить депутатов дополнить уголовную амнистию административной амнистией за нарушение ПДД. Многие из предложений Совета были президентом учтены, но административной амнистии за нарушение ПДД в нём нет. В КоАП прописана возможность такой акции, и в Конституции запрета на такое нет, но в России ни разу административная амнистия не проводилась. «Если мы освободим от штрафов и вернём права миллионам автовладельцев, они скажут нам «спасибо»!»- говорил глава СПЧ. Речь не идёт о наказанных за «пьяную езду» или отказ от медосвидетельствования, уточнил он. «Кто из вас хоть раз не превышал скорость?»- обратился он к депутатам. И признался: «я сам иногда плачу эти штрафы»...
Г-н Крашенинников, назвав выступление г-на Федотова «мощным заявлением», сказал, что административная амнистия будет нарушением концепции проекта постановления, внесенного президентом, и предложил СПЧ «готовить отдельное постановление по административной амнистии» и «пробивать его».