Инициатива Михалкова—Кончаловского важна тем, что хотя бы частично она может быть реализована. А это будет заметным вкладом в подавление действительно предпринимательской инициативы.
Изначально отбросим очевидные иллюзии. Проект «Едим дома» по определению не сможет стать конкурентом сетям типа «Макдоналдса». В предложении М—К фантазируемые фабрики-кухни на 30–40% будут работать с региональными продуктами, а у «МАКа» уже работают на 85%. Так что это проект не по импортозамещению, а по импорторасширению. М—К предполагают «снабжать питанием социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты», а «МАК» туда продукцию не поставляет. Есть ли смысл вообще рассматривать данный проект с точки зрения возможной конкуренции с другими сетями общепита?
Если хоть какая-то поддержка государством данному проекту будет оказана — это будет только бюджетная поддержка. И не важно, напрямую ли из бюджета или с помощью таких посредников, как Сбербанк или Агентство кредитных историй. Сбербанк получил средства из бюджета на докапитализацию, а в распоряжении Агентства кредитных гарантий — только бюджетные деньги. И даже государственные гарантии под кредит требуют отражения как возможные расходы в бюджете. Правда, остается еще административный ресурс, но об этом впрямую не заявлено, да и практика показывает, что на конкурентном рынке административное вмешательство — не самый сильный аргумент. (Как показала история с «Русским бистро» середины 90-х.)
Мотивы, которыми руководствуются братья, для меня очевидны: почему же не взять, если дают? Все последние фильмы М—К — высокодотационные. Т.е. без серьезной бюджетной поддержки они финансово несостоятельны, несмотря на все призы, которые они сами себе присуждают. Взять бы и однажды спросить: а как же голливудский опыт? Вот взяли бы и организовали кинобизнес так, чтобы он работал без дотаций, прибыль приносил, а не только личное удовлетворение. Вот я, к примеру, почтовые марки собираю — мне что, за это из бюджета надо доплачивать?
Лично я не собираюсь переписывать свою историю: все фильмы Михалкова до «Цитадели» в моей семье любят, актер он блестящий, а «Романс о влюбленных» Кончаловского, по моему мироощущению, — лучший отечественный фильм за всю нашу историю. Но это было вчера, а сегодня погода сильно изменилась. Неужели не заметно, что происходит в экономике? Мы что, в разных странах живем? О глубине кризиса можно спорить, но бюджет страны — дефицитный.
В сложившихся обстоятельствах по-настоящему патриоты должны сказать: «Мы много получили благодаря этой стране. Сегодня моя страна в трудной ситуации. Вот тебе моя помощь!». А они: «Дай!». Кто-нибудь сомневается, что доход Михалкова, Кончаловского, Высоцкой выше 30 тыс. руб.(!) в месяц? А ведь именно таков средний бюджетный доход у учителей, к которым обратились братья за подмогой. Про пенсионеров даже не упоминаю...
Впрочем, моральные рассуждения особого смысла не имеют. Можно ли пронять жлобство какими-то сантиментами? Мои соображения — для тех, кто в экономическом блоке правительства серьезно пытается отнестись к данному предложению. И только не закатывайте глаза вверх с проникновенным видом: врач не может проводить заведомо неправильное лечение, даже если на то будет указание главврача, — почему же экономист может себе позволить заведомо неэффективное решение?
Политически эксплуатируемый тезис о желательности (не путать с вынуждающими обстоятельствами!) импортозамещения — экономический тупик. Вся мировая история дает однозначные ответы на заявленную проблему.
Запад резко вырвался вперед в экономическом развитии, когда в ХVI веке включился в международное разделение труда (пряности, Колумб, Ост-Индские компании Голландии и Англии). До этого момента развитие мировой экономики шло с темпом в несколько процентов... в столетие. А после включения механизма международного разделения труда — с темпом в десятки процентов в год. Исключение для себя сделал Китай, огородившийся в прямом и переносном смыслах «китайской стеной». Как результат — имея в 1800 г. самый высокий в мире среднедушевой доход, сегодня по этому главнейшему показателю эффективности экономической политики Китай в разы уступает развитым странам, включая Россию. Да что там история? У нас по соседству две Кореи: предприятия одной конкурируют с Apple, а у вторых — полное «чучхе».
В том виде, как сейчас трактуется идея «импортозамещения», ее надо срочно остановить. И очередным поводом к этому должно быть как раз предложение М—К. На этом примере следует показать, что правительство России не будет поддерживать никакие идеи только потому, что они идут под идеологическим лозунгом вместо представления бизнес-плана.
Скажите, кто-нибудь видел вокруг себя проблему с общепитом? Она есть, но она другая — пачками закрываются кафешки и рестораны. Конечно, есть исключения: Новиков открыл очередной свой ресторан, но там нет ни копейки бюджетных денег. Правительство должно поддерживать именно таких, которые не клянчат деньги из бюджета, а приносят их в бюджет в виде налогов. И тогда у правительства будет больше ресурсов для решения действительно важных проблем — как, например, обеспечение населения медикаментами.
Однако идею «импортозамещения» можно поддержать совсем в другом виде. В неразрушительном. В принципе ведь в чем идея М—К? В устранении конкурента еще до создания своего производства. При сложившихся обстоятельствах «Юлины рестораны» убыточны. Но если отодвинуть в сторону всяких там «МАКов» с «Му-Му» да «Кофеманиями», то, глядишь, и прокатит! Хотя... думаю, и так не прокатит. Готовить «только для себя» — это можно отдельно в каждой семье, а на сотни тысяч человек — это уже совсем другое. Только кулинарными навыками тут не обойтись.
Японцы — достаточно известные японофилы (мы в данном случае используем термин «националисты»). Но я что-то не припомню, чтобы в пятидесятые годы в Японии шла общественная кампания против «Дженерал Моторс». И не припомню никаких квот, как у нас предлагается для зарубежного кинематографа, вплоть до полного его запрета. Просто японцы начали делать свою «Тойоту». И потеснили со своего рынка «ДМ» и прочих американских автопроизводителей. Да так, что американцы завопили от появления «Тойот» уже на своем внутреннем рынке. В 1950 году «ДМ» — крупнейшая компания мира, а сегодня ее нет в первой тридцатке. «Тойота» — есть.
Успех японцев в том, что они подвинули конкурентов не с помощью бюджетных денег, а с помощью качества и эффективности. Сначала создав, а потом… да ничего потом! Конкуренты сами подвинулись, без участия Роспотребнадзора.
Еще раз: «правильное» импортозамещение — это только через качество и эффективность производимой продукции, а не через административный рычаг. Не с помощью бюджетных денег (т.е. не с помощью денег конкурентов, которые сегодня платят налоги). Не через предварительное разрушение, а через параллельное создание. По-простому говоря — через конкуренцию.
А скандальный проект М—К — это вовсе даже не про М—К. Это про нас — «проверка на вшивость». Одно из двух: либо мы введемся на звонкие лозунги — либо остаемся на некотором уровне экономического здравомыслия и ответственности.
Третьего тут, в отличие от общепита, не предусмотрено.