С-300 защитят небо Ирана и спасут репутацию России

Эксперт - «МК»: «Еще вопрос — возобновит ли Тегеран контракт после того, как Москва его «кинула»

Отмена запрета на поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 не несет в себе угроз для стран ближневосточного региона, включая и Израиль. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров, комментируя новость о подписании президентом РФ Владимиром Путиным соответствующего указа. По словам министра иностранных дел, речь идет не только об интересах иранской стороны, но и репутационных и коммерческих выгодах для России.

Эксперт - «МК»: «Еще вопрос — возобновит ли Тегеран контракт после того, как Москва его «кинула»
Фото: mil.ru

Контракт о поставках Тегерану ЗРК С-300 был подписан еще в 2007 году. Однако три года спустя, после того, как Совбез ООН согласовал очередной пакет санкций в отношении Ирана, включая запрет на поставку наступательного вооружения, российская сторона контракт приостановила (но не аннулировала, как считают некоторые). «Подчеркну, это было сделано в духе доброй воли ради стимулирования прогресса на переговорах», – отмечает Сергей Лавров.

Нынешний же прогресс в переговорах «шестерки» и Тегерана относительно иранской ядерной программы и достигнутое 2 апреля соглашение меняют ситуацию, уверен министр. «Убеждены, что на данном этапе необходимость в такого рода эмбарго, причем в отдельном добровольном российском эмбарго, полностью отпала», – подчеркнул Лавров.

«Разумеется, мы не могли не учитывать также коммерческие, репутационные аспекты. – напомнил глава МИД РФ. – В результате приостановки контракта Россия не получила крупные средства, которые нам причитались».

Писание Путиным указа о поставках С-300 действительно важный в репутационном смысле шаг для России, отметил в беседе с «МК» и президент Международного центра геополитического анализа Леонид Ивашов.

– Подписав этот указ, Путин восстановил справедливость, – отмечает эксперт. – Потому что два суверенных государства — Иран и Россия – в рамках военно-технического сотрудничества подписали контракт на поставку исключительно оборонительной системы. И дальше, не выдержав какого-то давления, российское руководство от этого контракта отказалось и наша страна понесла ущерб. Не персонально те, кто принимал решение, а именно российский бюджет. Во-вторых, тем решением Россия продемонстрировала, что она необязательный, ненадежный партнер в этой сфере. В-третьих, наша страна продемонстрировала, что не является самостоятельным субъектом на рынке вооружений, что она зависима от чужих решений, чем подорвала свой престиж. Сегодня же Путин восстановил прежние позиции. Конечно, сомнения относительно самостоятельности России в деле принятия решений о поставках вооружения останутся не только у Ирана. Стоит напомнить, что после приостановки того контракта у нас резко упали доходы на мировом рынке. Сейчас идет процесс восстановления доверия к России.

– Связан ли этот указ с достигнутыми договоренностями по снятию санкций с Ирана?

– Во-первых, эти санкции не ограничивали поставки С-300. Кроме того, они что — были введены вчера, после подписания контракта? Тогда где профессионализм тех, кто продвигал, подписывал контракт...

– Может ли Россия занять доминирующие позиции в вопросах оружейных поставок в Иран?

– С одной стороны, я надеюсь, что Россия станет основным партнером Ирана в системе военно-технического сотрудничества. Но есть и опасения — если мы один раз Тегеран «кинули», то или американцы, или европейцы попытаются этот рынок заполнить. Еще вопрос — возобновит ли Тегеран контракт после того, как Москва его «кинула». Я не исключаю, что Иран может вообще отказаться от российских систем.

– То есть все будет упираться в политическую волю российского руководства?

– Естественно. Речь идет о необходимости восстановления доверия к России как к надежному партнеру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру