Письмо с просьбой дать согласие на снятие неприкосновенности с депутата Ильи Пономарева от генпрокурора Юрия Чайки пришло 25 марта. Представлять позицию ГП на Охотный Ряд пришел первый замглавы ведомства Александр Буксман. По его словам, речь идет об уголовном деле, возбужденном еще в 2013 году против вице-президента фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова.
Г-н Пономарев сначала заключил договор ценой 750 тысяч долларов США на проведение научных исследований, оплата должна была производиться только после утверждения промежуточных отчетов, причем эти отчеты депутат «должен был публиковать за свой счет в международных научных изданиях», а в итоге выдать научное исследование.
Но потом, когда в «Сколково» пришел г-н Бельтюков, они с Пономаревым, «понимая, что продукт не будет создан», заключили дополнительное соглашение. Никаких промежуточных отчетов, отзывов ученых, рецензий — «все зависело от субъективной оценки самого Бельтюкова». Стоимость услуг снизилась до 450 тысяч долларов, но, чтобы выплатить депутату искомые 750 тысяч, в условия контракта включили чтение лекций. Отчеты, представленные г-дами Пономаревым и Бельтюковым в оправдание выплаты денег, прокурор назвал «заведомо ложными». Депутат не имел на тот момент высшего образования, а г-н Бельтюков — научной степени.
В 6 томах материалов дела, сказал г-н Буксман, содержится достаточно доказательств для того, чтобы считать г-на Пономарева «виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33 и ч. 4 ст. 160, а именно: пособничестве в растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенном лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере».
По регламенту следом должен был выступить сам Пономарев, но с сентября прошлого года он находится в США. Депутат утверждает, что не может вернуться, потому что судебные приставы запретили ему «пересечение границы РФ» вплоть до выплаты 2,7 млн рублей «Сколково» — такое решение принял Гагаринский суд Москвы по иску фонда...
«Где другие дела по «Сколково»? — спросил коммунист Николай Коломейцев: он напомнил о проверке Счетной палаты. Г-н Буксман сказал, что по «Сколково» возбуждено три уголовных дела, и это «не последнее, там есть еще ряд интересных материалов».
Максим Щепинов (ЛДПР) хотел знать судьбу главного фигуранта дела — расхитителя Бельтюкова, пособником которого считается депутат Пономарев. Прокурор не сказал о том, что с бывшего вице-президента «Сколково» сначала была взята подписка о невыезде, а потом снята, и он благополучно год назад уехал в США, где и проживает. Но намекнул: «Там, я думаю, светятся и другие лица, это вопрос проведения расследования и сбора доказательств в отношении конкретных должностных лиц»...
Тот факт, что г-н Пономарев почти выплатил сумму ущерба, к которой его приговорил суд, не освобождает его от уголовной ответственности, но «может повлиять на решение суда при определении меры наказания», сказал г-н Буксман.
Юрий Синельщиков (КПРФ) обратил внимание на некоторые странности. В материалах достаточно данных, свидетельствующих о признаках преступления, но дело длится больше 2 лет, хотя «хватило бы 3 месяцев». Коммунист прочитал все 6 томов дела и напомнил, что из показаний Пономарева следует, что полученные им «деньги возмещали в том числе и понесенные им в 2010–2011 годах расходы на выезды за рубеж в интересах фонда».
Вина Бельтюкова сомнительна, сказал г-н Синельщиков: он никакой выгоды личной не имел, все деньги отдал Пономареву, который будто бы «обманул Бельтюкова». По версии члена фракции КПРФ, перед нами еще один случай, когда Следственный комитет сначала возбуждает уголовное дело не против депутата, чтобы получить возможность проводить оперативно-следственные действия против депутата «и потом подтянуть и его». В материалах дела есть сведения о том, что, несмотря на иммунитет, прописанный в Конституции, СК привлекал ФСБ для сбора информации об Илье Пономареве, и не только.
Из выступлений представителей других фракций стало ясно: депутаты будут голосовать за выдачу коллеги следствию не только потому, что уверены в его виновности, но и потому, что считают его своим политическим противником и вообще — «врагом России».
Алексей Диденко честно заявил, что фракцию ЛДПР больше интересуют «черты личности депутата Пономарева». «Когда мы ратифицировали закон о вхождении Крыма в состав РФ, нашелся только один депутат, который проголосовал против, — он», — напомнил г-н Диденко. А еще, по его словам, обвиняемый ходил в Думу «в грязной одежде, потрепанный» — потому что «презирал всех». К тому же, дополнил перечень обвинений г-н Диденко, «Пономарев на служебной машине возил активистов на Болотную».
Представитель «ЕР» Франц Клинцевич сначала заявил, что голосование фракции никак не связано с личностью Пономарева, но из его выступления стало ясно, что очень даже связано. Единоросс поведал о беседе со студентами из Смоленска, которые ему говорили: «Посмотрите выступления Пономарева — в каждом ненависть к России, простите, брызгала, он работал как активный и не маскирующийся враг!» И еще студенты сказали, что Пономарев — «настоящий предатель, власовец». «Я согласен со студентами», — признался г-н Клинцевич.
А представитель фракции «СР», где г-н Пономарев формально числится, выразил надежду, что тот будет доставлен в Россию через Интерпол.
«За» проголосовали 438 депутатов. «Против» — один. И один воздержался.