Мемориал на месте авиакатастрофы в Смоленске, где в апреле 2010 года погиб президент Польши Лех Качиньский, до сих пор не возведен, так как проект, который был предложен польской стороной, не соответствует требованиям к безопасности полетов, а также затрагивает частную территорию, заявила заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Замминистра рассказала, что изначально предусматривалось, что мемориал займет 400 квадратных метров. Однако позже польские представители предложили российской стороне проекты размещения памятника и благоустройства прилегающей территории, которая в разы превышает изначальную.
Так, по ее словам, победивший на конкурсе в Варшаве проект предусматривает сооружение мемориальной стены длиной 115,5 метра, обустройство территории вокруг памятника с сохранением ранее установленных памятных сооружений и знаков, а также включение в комплекс памятника березы с осколком обшивки самолета, который врезался в ее ствол.
Манилова добавила, что российская сторона с самого начала информировала Варшаву, что нужно сократить длину памятника до 40 метров. «И это не прихоть министерства, это в первую очередь требования к безопасности полетов в условиях нахождения будущего памятника в непосредственной близости от действующего аэродрома — есть четко прописанные нормативы, накладывающие определенные ограничения на объекты, находящиеся вблизи аэродромов», — сказала замминистра в интервью «Российской газете», которое будет опубликовано во вторник.
Кроме того, существуют уже утвержденные планы развития аэродрома, также предлагаемый польской стороной проект задействует земли, находящиеся в частной собственности. Она добавила, что, помимо прочего, к смоленскому губернатору обратилась областная общественная организация ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, которые не согласны с размерами мемориала, в том числе и потому, что этой территории могут находиться останки советских солдат времен Великой Отечественной войны.
Манилова добавила, что российская сторона с пониманием относится к стремлению Польши создать максимально значительный монумент, но есть рамки, выйти за которые невозможно.