Совещание с членами правительства у Владимира Путина традиционно было посвящено насущным экономическим вопросам. По случаю 1 апреля никто не шутил, однако эта дата стала поводом для двух сообщений — Антона Силуанова в связи с началом председательства России в БРИКС и Эльвиры Набиуллиной, доложившей о запуске Национальной системы платежных карт (НСПК).
В целом, по словам Набиуллиной, переход на НСПК осуществляется в соответствии с графиком. Следующий этап — выпуск собственной карты, помеченной графическим знаком рубля, — начнется в декабре 2015 года. За четыре года НСПК планирует обеспечить ими все экономически активное население страны, выпустив 120 млн штук (для сравнения: VISA за 20 лет (!) работы в России сумела эмитировать только 100 млн карт). Предполагается, что только на эти карты с 2019 года будут перечисляться пенсии, зарплаты и прочие выплаты по линии государства и работодателей. Наконец, третий этап — это международное признание российского «пластика». Конечно, с Европой и США в обозримой перспективе договориться скорее всего не получится, но Россия вполне может рассчитывать на Китай и других партнеров. По словам Набиуллиной, ЦБ уже начал переговоры с Арменией, Казахстаном и Белоруссией, чтобы карта НСПК принималась на пространстве Евразийского союза.
Что касается начавшегося с 1 апреля председательства в БРИКС, то, по словам главы Минфина Антона Силуанова, главной задачей России станет запуск механизмов финансово-экономического сотрудничества стран, входящих в эту организацию. В первую очередь — создание банка финансирования инфраструктурных проектов объемом $100 млрд (на первом этапе взнос РФ составит $2 млрд) и пула валютных резервов. За счет средств банка может быть профинансировано создание высокоскоростной железнодорожной магистрали, связывающей Москву и Пекин. Первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал Путину, что лидер Китая Си Цзиньпин намерен обсудить этот проект уже 8 мая, не дожидаясь саммита БРИКС в Уфе.
Кроме того, на совещании у главы государства обсуждалась помощь системообразующим предприятиям, оказавшимся в связи с санкциями и падением спроса в трудной финансовой ситуации, а также макроэкономический прогноз на 2016–2018 годы, на основе которого правительству предстоит сверстать новый трехлетний бюджет. Как сообщил журналистам глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, возвращение к докризисной цене на нефть ($100 за баррель) не закладывается даже в оптимистический сценарий. По прикидкам ведомства, в следующем году нефть будет в среднем стоить $50, в 2017 году — $60, в 2018-м — $80.
Что касается курса рубля, то национальная валюта должна постепенно укрепиться с 61 руб. за доллар в 2015 году до 52–53 руб. в 2018-м. Улюкаев не согласился с прогнозом Всемирного банка, пообещавшего российской экономике спад на 3,8% в этом году. По его словам, падение не превысит 3%, при этом уже в 2016 году МЭР ожидает рост на 2,3%, а в 2017–2018 годах — на 2,5%. Первые признаки оздоровления должны привести и к сокращению оттока капиталов: если в этом году из страны убегут 110–115$ млрд, то в 2018-м — не больше $50 млрд. Улюкаев предупредил, что это базовый сценарий. Есть и целевой, составленный в соответствии с посланием Владимира Путина Федеральному собранию. Он предусматривает темпы роста российской экономики выше среднемировых — т.е. более 4% в год. Впрочем, как России удастся решить эту амбициозную задачу, министр не пояснил, сославшись на некоторые «установки» президента, которые помогут сделать желаемое действительным.