Переговоры «шестерки» (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) и Ирана, проходящие в Лозанне, приковали к себе внимание огромного количества людей – решение, к которому придут стороны, должно повлиять на многое. На данный момент дипломаты отправились на отдых перед новых днем обсуждений, но итогом напряженных совещаний все-таки стали долгожданные договоренности, в реальность которых верили не все.
В отличие от той же Франции, которая еще несколько часов назад говорила о сомнительности решения проблемы в этом раунде переговоров, российская сторона была оптимистична изначально – и не зря. И о том, что принципиальные договоренности по ключевым аспектам урегулирования вопроса иранской ядерной программы все же были достигнуты, сообщил журналистам именно глава МИД РФ Сергей Лавров: «Можно уже с достаточной долей уверенности сказать, что по всем ключевым аспектам окончательного урегулирования этой проблемы нами на уровне министров достигнута принципиальная договоренность, которая будет в ближайшие часы, надеюсь, ну, может быть, день, положена на бумагу». Правда, о том, к чему же все-таки пришли высокопоставленные лица разных стран, широкой публике пока не сообщается, но Лавров рассказал о своей надежде на публикацию этих данных «в самое ближайшее время для мировой общественности. Это сделает высокий представитель ЕС Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф».
Судя по позитивному тону высказываний нашего министра иностранных дел, на особенно неприятные уступки идти не пришлось и проблема все-таки будет решена оптимальным образом: «Договоренность предусматривает всеобъемлющий подход к урегулированию, включая меры верификации исключительно мирного характера ядерной программы по линии МАГАТЭ, включая развернутые положения о снятии санкций». Отдельно Лавров добавляет: «Результат, на который мы вот-вот выйдем, он представляется мне вполне достижимым, во-вторых, очень хорошим и создающим базу для полного закрытия всех вопросов, которые связаны с иранской ядерной программой».
Конечно, раз стороны только пришли к соглашению, естественно, что теперь им предстоит много работы по уточнению всех деталей и подготовке итоговой версии документа. Об этом говорит и глава российского МИД: «Это будет не конец работы, это будет означать, что мы выполнили взятые еще в ноябре на себя обязательства сформировать политические рамки решения всех ключевых аспектов проблемы, и затем, до конца июня, как мы и условились, эксперты будут дорабатывать технические детали, что потребует достаточно серьезных усилий. Потому что, как вы знаете, дьявол в деталях».
Хотя на доработку соглашений отведен целый квартал, начало будет положено утром четверга. Об этом сообщает и глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф: «Мы достигли определенного результата, возобновим утром». Тот факт, что Иран нашел с Западом точки соприкосновения, особенно хорош на фоне взаимного недоверия, промелькнувшего перед самым концом дня переговоров: представитель Франции усомнился в возможности скорой договоренности, а представитель Ирана возложил ответственность за возможный провал переговоров на противоположную сторону. Кроме того, интересным моментом было появление в СМИ дезинформации, согласно которой западные дипломаты поставили перед Тегераном жесткие временные рамки принятия решения – в действительности такой стиль переговоров вряд ли привел бы к текущему позитивному результату.
Достижение договоренностей – хороший знак для мировой общественности; это результат, делающий честь всем участвовавшим в процессе совещаний дипломатам. Нам же остается ждать оглашения: к чему все-таки пришли высокопоставленные переговорщики?