Блок левых сил, включающий в себя и правящую Партию социалистов, по итогам выборов вынужден довольствоваться большинством лишь в 34 департаментах страны из 101 (ранее за ними был 61 департамент). В остальных 67 победу одержали правые. Ультраправые не сумели добиться превосходства ни в одном из департаментов, однако «Национальному фронту» удалось провести в советы 62 своих кандидатов. Ранее, напоминают французские СМИ, у партии Марин Ле Пен был лишь один член в генеральном совете.
Если посмотреть на итоги выборов в процентах от проголосовавших, то поражение левых будет не выглядеть не столь впечатляющим. Например, Партия социалистов во втором туре получила более 16% голосов, в то время как «Союз за народное движение» Саркози — менее 9%. Однако в целом блок правых опередил своих соперников почти на 13%, набрав 45,03% голосов. За «Национальный фронт» высказались более 22% проголосовавших.
Не стоит забывать, что выборы осуществлялись по мажоритарной системе абсолютного большинства, при которой избранным считается кандидат, собравший 50% голосов и еще один голос. Как ранее предупреждал в беседе с «МК» заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН, этот фактор на подобных выборах может оказаться решающим: «Национальный фронт» может, даже получив много голосов, провести не так много депутатов. Поэтому вряд ли результат на выборах конвертируется в сопоставимое количество мандатов», – отметил эксперт.
В то же время политологи обращают внимание и на другую немаловажную деталь — победа правоцентристов напрямую связана с ростом симпатий к ультраправым. «Результат национального фронта» в первом туре - сигнал о настроениях значительной части французов, но успех ультраправых влияет на политическую ситуацию косвенно. Правоцентристы используют некоторые положения ультраправых, делая их тезисы более респектабельными, чтобы перетянуть часть электората. – отмечает в этой связи Алексей МАКАРКИН. – Кроме того, голосование за «Национальный фронт» для многих французов — это своего рода протест. То есть часть избирателей, даже голосующая за Марин Ле Пен, не представляет ее у власти. И такие люди, почувствовав успех «Национального фронта», могут перейти к респектабельным правоцентристам».
Среди главных тезисов, которые правые «заимствуют» у «Национального фронта» и идейных соратников Марин Ле Пен ужесточение миграционной политики и необходимость выхода Парижа из-под влияния Брюсселя и Вашингтона. Последнее требование стало особенно актуально для многих французов в связи с событиями на Украине и реакцией на них США и ЕС — лидер «Национального фронта» неустанно «подогревает» тему сложившейся, по ее мнению, зависимости Франции от Америки. При этом Марин Ле Пен не устает повторять, что следование Парижа в фарватере Брюсселя и Вашингтона вредит, прежде всего, самим французам. Так, например, было в случае с «Мистралями» - отказ Парижа поставить России корабли лидер «Национального фронта» назвала «противоречащим интересам государства» .
Как известно, департаментские выборы многими рассматриваются как своего рода «репетиция» перед президентскими, назначенными на 2017 год. Основным фаворитов на фоне итогов голосования 29 марта теперь считается Николя Саркози, а вот кто будет соперничать с ним в случае, если придется проводить второй тур — пока неясно. Однако, большинство аналитиков сходятся в том, что, даже если в 2017-м году Марин Ле Пен удастся пройти во второй тур, ее постигнет судьба ее отца. Напомним, что в 2002 году Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур президентских выборов, но потерпел поражение от имевшего низкий рейтинг Жака Ширака — благодаря лозунгу «За вора, но не за фашиста!» и объединению левых и правых против ультраправых.